Региональный подход

Кроме того, узкоклассовый подход к внешней политике часто просто мешает американскому правительству осознать реальные проблемы в том или ином районе мира и тем более принять по ним необходимые, наиболее оптимальные, даже с точки зрения интересов СЩА, решения. Раздающиеся время от времени со стороны американских либералов и прагматиков упреки по поводу «одержимости» вдохновителей и руководителей внешнеполитического курса США антикоммунизмом продиктованы пониманием того факта, что сугубо идеологизированный подход к внешнеполитическим проблемам далеко не всегда адекватен подлинным американским национальным интересам, что он способен порождать искривленное восприятие действительности, уводить внешнеполитический курс в сторону от решения наиболее насущных для США проблем. Чтобы избежать такого положения, многие из американских специалистов рекомендуют правительственным ведомствам более тщательно изучать специфику положения в отдельных странах и регионах мира, не поддаваться соблазну повсеместно изображать внешнеполитические проблемы США в черно-белых красках идеологической конфронтации.

Классовый и региональный подходы - 2Одним из средств достижения более точного и конкретного понимания специфики внешнеполитических задач США является региональный подход. Распределение внешнеполитической активности государств по региональным направлениям — явление, давно устоявшееся в дипломатической практике. Оно значительно упрощает разработку принципов и целей внешней политики по отношению к отдельным группам государств, исходя из их географической близости, этнической, религиозной или расовой общности, схожести исторического развития, устоявшихся прочных связей. Региональный подход дает возможность определить цели и методы внешней политики по отношению к целым группам однотипных или расположенных вблизи друг друга стран, добиваясь при этом оптимизации результатов собственного политического курса путем учета региональной расстановки и соотношения сил, положения того или иного региона в мировой политике, веса и влияния отдельных, наиболее крупных государств в соответствующих регионах.

США издавна использовали принцип региональной организации внешней политики. Одним из первых региональных подразделений в американском государственном департаменте является созданное в 1789 г. Управление европейских дел, занимающееся на нынешнем этапе вопросами политики США по отношению ко всем государствам Европейского континента, в том числе и к СССР. В процессе развития внешнеполитической и экономической экспансии США в государственном департаменте появились управления, отвечающие за политику в отношении стран Латинской Америки (ныне — Управление межамериканских дел), в отношении стран Азии и Тихого океана (Управление по делам Восточной Азии и Тихого океана). В течение длительного времени, пока американские правящие круги в силу уже упоминавшихся исторических причин воздерживались от активной глобальной политики, весь комплекс региональных направлений ограничивался указанными тремя. Только в годы второй мировой войны, когда США направили свои войска в Северную Африку для борьбы против немецко-фашистского экспедиционного корпуса и итальянских войск, в государственном департаменте было создано еще одно управление по делам Ближнего Востока и Северной Африки.