Тихоокеанская доктрина президента Форда

О силе происходящих в мире перемен свидетельствовали не только революционные преобразования во многих странах. Во всем объеме проявились сырьевой и энергетический факторы, значительно обострив проблемы политики США в странах Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. По-иному стало формироваться отношение США к проблемам межсоюзнических связей со странами — членами блока НАТО, ибо факторы разрядки на Европейском континенте начали во все большей степени воздействовать на весь треугольник отношений между США, западноевропейскими странами и социалистическими государствами. Экономические противоречия во многом подрывали прочность традиционного американо-японского союза.

магазин виниловых пластинок

Общей реакцией правящих кругов США на данную эволюцию региональной политики во второй половине 70-х годов стал постепенный возврат к сильному американскому присутствию в ключевых районах мира. Это присутствие вновь стало рассматриваться как самый надежный способ контролирования региональных событий в интересах США. Первым признаком этого поворота в региональной политике США можно считать «тихоокеанскую доктрину» президента Форда, сформулированную 1 декабря 1975 г. после его поездки по странам Восточной Азии. «Первым принципом новой тихоокеанской доктрины,— заявил тогда президент,— является то, что американская сила имеет основополагающее значение для любого стабильного баланса сил в Тихом океане». Эта декларация формально подвела черту под периодом «снижения профиля» США в Азии, и с тех пор проблема сохранения сильного американского военного присутствия в Восточной Азии и в Тихом океане не дебатируется в правящих кругах США.

Центральный и региональный «балансы» - 3С этого же времени прекратились дебаты в американских правящих кругах и о возможном сокращении американских войск в странах Западной Европы. Наоборот, с мая 1978 г., после Вашингтонской сессии Совета НАТО, настойчиво ставится вопрос об усилении военных приготовлений НАТО, о перевооружении блока новыми системами ракетно-ядерных сил среднего радиуса действия, о возможном принятии на вооружение нейтронного оружия. Американские войска в странах Западной Европы рассматриваются Вашингтоном как средство, обеспечивающее возможность дипломатического давления на союзников и одновременно как «позиция силы» для «торга» в отношениях с миром социализма.

Наиболее заметно росла в 70-х годах вовлеченность США в дела стран бассейна Индийского океана, и особенно стран Персидского залива. Революция 1978—1979 гг. в Иране покончила не только с режимом шаха. Она положила конец и целой системе предпринимавшихся ранее военно-политических акций США по превращению Ирана в сильную американскую опору в данном районе мира (с подключением к этому курсу и ряда других стран региона — Египта, Саудовской Аравии, Сомали, Пакистана и др.). Провал этих планов в отношении Ирана положил конец дискуссиям в правящих кругах США относительно размещения или неразмещения американских вооруженных сил в зоне Индийского океана. С 1978— 1979 гг. там происходит планомерное наращивание военного присутствия США, включая расширение сети сухопутных баз. В январе 1983 г. было объявлено о создании нового военного командования США (СЕНТКОМ) для управления американскими вооруженными силами в регионе.