Основные черты внешнеполитического реформизма

Каковы же основные отличительные черты подхода к внешнеполитической реальности реформистской части американской политической элиты?

Прежде всего это весьма высокая (в большинстве случаев явно завышенная) вера в возможность решения любых мировых проблем путем мобилизации имеющихся у Соединенных Штатов (а также у их союзников и клиентов) ресурсов. Представляется достаточным выработать правильную программу и напрячь усилия — и мир завертится в сторону, желательную для американского правящего класса. Этот наивный внеисторический оптимизм постоянно приводил либеральных реформистов к неудачам и просчетам: весьма часто оказывалось, что даже крайнее напряжение усилий США не дает желаемого эффекта, так как в действительности мир представляет собой не пассивное поле для применения американской «благотворительности», а переплетение сложных тенденций и силовых факторов, значительно более мощных и действующих отнюдь не в том историческом направлении, чем это зачастую представляется американским мыслителям.

магазин виниловых пластинок в москве дешево

Основные черты внешнеполитического реформизма - 1Далее, для внешнеполитического реформизма США — в его концептуальном оформлении и практической реализации — весьма характерной является тесная связь идеологии и политики. По сравнению с традиционным консерватизмом различимо более четкое и разработанное ценностно-целевое обоснование. Если в классическом консервативном варианте наблюдается ощутимый разрыв между общим и высокопарным декларированием таких «проходных» принципов, как божественное предначертание, самые общие моральные императивы и т. п., и конкретной, весьма прагматической, откровенно апеллирующей к циничным силовым аргументам мотивацией внешнеполитических акций, то в реформистской линии прослеживается наличие идеологического «среднего звена». На его уровне осуществляется ценностная мотивировка конкретных внешнеполитических действий и различных, вполне локализованных в пространстве и времени тактико-стратегических установок. Таким путем достигается более оптимальная привязка внешнеполитической деятельности к внутриполитическим процессам, протекающим в стране, осуществляется контакт, используя терминологию Томаса Хьюза, между «проблемами безопасности» и «проблемами справедливости». Подобная тесная, более непосредственная координация внешней и внутренней политики необходима реформаторским кругам американской политической элиты «по определению». Ведь они опираются на активную, «озабоченную» часть избирателей, мыслящих более широкими, всемирными категориями, тогда как консервативное крыло апеллирует к «нутряным», узконационалистически настроенным контингентам, внешнеполитический интерес которых пробуждается лишь в периоды, когда самым непосредственным образом оказываются задетыми их повседневные житейские интересы. А значит, консерваторам-республиканцам в силу самой специфики их политической организации и массовой базы значительно легче и, так сказать, «естественнее» проводить внешнюю политику, гораздо значительнее дистанцированную от внутренней, чем их реформистским коллегам-оппонентам. Отсюда, как правило, меньшая забота о специфическом идеологическом обосновании внешнеполитических акций. Конечно, ситуация обязывает: выступления все более широких кругов США против наращивания вооружений и возрастающей угрозы ядерной войны (дополняемые протестами во всем мире), все острее ощущаемое в стране недовольство последствиями внутренней и внешней политики Рейгана вынуждают нынешнюю республиканскую администрацию уделять необычайно большое для консерваторов внимание пропагандистскому обоснованию и защите своего рискованного внешнеполитического курса.