Моральный реформизм Дж. Картера

Моральный реформизм Дж. Картера - 1

Вторая половина 70-х годов поставила американский правящий класс перед новыми сложными обстоятельствами. Происшедшие сдвиги в глобальном соотношении сил, серьезные изменения во внутриполитической обстановке в самих Соединенных Штатах породили новую либерально-реформистскую тенденцию, в том числе и во внешнеполитической сфере. Особенность этой политики вытекала из многих обстоятельств, таких, как специфика конкретной международно-политической обстановки, состояние американского общества вообще и правящего класса в частности, состав руководящей группы, пришедшей в Белый дом в 1977 г., соотношение опосредственной (концептуальной) и непосредственной (конкретно-политической) преемственности.

http://lpdisk.ru/ купить виниловых пластинок в магазине

Среди этих и иных сложных факторов, многие из которых анализируются в иной связи в предшествующих главах, важное значение имело возвращение к рулю непосредственного внешнеполитического руководства представителей центральной части восточного истэблишмента. Политические столпы восточного истэблишмента, сгруппировавшиеся еще в период правления республиканцев в рамках Трехсторонней комиссии, разработали основы «реформистского ответа» на императивы конца 70-х — начала 80-х годов.

В основе этого ответа лежала традиционная идея о более тесном, чем это имело место у предшественников, увязывании внешней и внутренней политики. «Дома,— констатировал известный американский политолог Стэнли Хоффман,— общественность и политическая элита требовали возврата к принципам, и было ясно, что никакая внешняя политика не может проводиться успешно, если не будет предпринято новой крупной инициативы, направленной на то, чтобы заручиться поддержкой конгресса и общественного мнения» э.

На сей раз в основу глобально-реформистского подхода были положены две основополагающие идеи. Первая состояла в констатации очередного кризиса «американского мира», т. е. системы капиталистических государств. Его рекомендовалось преодолеть на путях качественного повышения уровня интеграции прежде всего трех основных империалистических «центров силы». Причем —и это весьма характерно для либерально-реформистского подхода — в основу полагался не чисто военно-политический принцип укрепления НАТО и американо-японского военного союза, а идея прежде всего экономической и социальной интеграции в качестве основы для соответствующего цементирования системы союзов.