Закон об отношениях с Тайванем

Переговоры Дж. Шульца с китайскими лидерами — председателем центральной комиссии советников Дэн Сяопином, премьером Госсовета Чжао Цзыяпом, министром иностранных дел У. Сюецянем и министром обороны Чжан Айпином (2—5 февраля 1983 г.) проводились американской стороной в рамках противоречивых установок президента Рейгана. Их результаты были суммированы в сообщении агентства Синьхуа, опубликованном 7 февраля, сразу после отъезда госсекретаря США из КНР в Южную Корею.

виниловые пластинки

Признав важность отношений с США и полезность обмена мнениями с государственным секретарем, китайская сторона сосредоточила внимание на препятствиях развитию двусторонних отношений и прежде всего на тайваньской проблеме. В сообщении агентства Синьхуа заявлено, в частности, что Закон об отношениях с Тайванем, составляющий юридическую основу американских военных поставок на Тайвань, должен быть аннулирован.

В сообщении агентства Синьхуа американская сторона обвиняется в дискриминации и введении ограничений в экономический, торговый, культурный и технический обмен с Китаем. В сообщении содержится критика позиций США по ряду международных проблем (поддержка агрессивной политики Израиля, поддержка незаконной оккупации Намибии расистским режимом ЮАР, увязка предоставления независимости Намибии с выводом кубинских войск из Анголы).

В переговорах с Дж. Шульцем китайские руководители подчеркнули, что КНР проводит независимую внешнюю политику, выступая против гегемонизма, за сохранение мира во всем мире и укрепление единства и сотрудничества со странами «третьего мира». В свете этих оценок визит Дж. Шульца в КНР представляется очередной дипломатической неудачей администрации Рейгана. Опасаясь утратить контроль над дальнейшим развитием американо-китайских отношений, Вашингтон пошел на уступки: было принято решение о либерализации правил экспорта в КНР наукоемких товаров и о поставках некоторых видов оружия. Акцент на военное сотрудничество продемонстрировал визит министра обороны США К. Уайнбергера в Пекин в октябре 1983 г. «Китайская» политика консерваторов продолжала базироваться на противоречивых посылках, она включала несовместимые по существу компоненты: развитие отношений с «коммунистическим Китаем» в расчете на возможность использовать стратегические преимущества американо-китайского партнерства в империалистической политике США против третьих стран и одновременно мотивированную антикоммунизмом военно-политическую поддержку гоминьдана, остающегося до сих пор враждебной Компартии Китая силой в незавершенной гражданской войне.

Победа республиканцев на президентских выборах 1980 г. вовлекала в процесс формирования внешней политики и принятия внешнеполитических решений правоконсервативные круги, включающие дипломатических и военных функционеров политики «сдерживания и изоляции» Китая, активистов «тайваньского лобби», идеологов антикоммунизма. Этим кругам удалось на данном этапе потеснить сторонников развития с КНР отношений коалиционного типа, затруднить использование Вашингтоном «китайского фактора» в своих геополитических расчетах.

Консервативный вариант «китайской» политики Вашингтона - 6По сути в этом нашло своеобразное отражение коренное противоречие между империалистическими целями политики США и стремлением американских правящих кругов использовать в качестве одного из инструментов подобной политики такую страну, как Китайская Народная Республика.