Администрация Рейгана ощутила зависимость от внутренних факторов
По своей идеологической платформе и политическим взглядам ко второй группе принадлежит и президент Рейган, который формировался как политический деятель в рядах маккартистской реакции 50-х годов, развившейся в значительной мере как протест против победы КПК в гражданской войне в Китае и активно осуществлявшей преследования либеральных «умиротворителей» «китайского коммунизма» в США. Этот факт оказал, несомненно, влияние на «китайскую» политику Вашингтона. Вместе с тем, однако, администрация Рейгана ощутила свою зависимость от внутренних факторов и расстановки сил в значительно большей степени, чем предшествовавшие ей лидеры и правительства. Это особенно относится к вопросу об отношениях с КНР, значительно осложненному тайваньской проблемой. В этом вопросе, составляющем предмет острых политических и идеологических разногласий в широком общественном мнении, академических кругах, конгрессе и правительстве США. администрация Рейгана не смогла позволить себе действовать без учета обеих основных позиций, определяющих подход к отношениям с КНР.
В результате противоречий в консервативном лагере по китайскому вопросу ни одной администрации с момента появления стимулов к развитию отношений с КНР не удавалось выработать на китайском направлении однозначную стратегию, основанную на идеологических посылках. «Китайская» политика Вашингтона неизменно базировалась на консенсусе, возникшем из идейного багажа концепции баланса сил, что открывало возможность прагматической эксплуатации заинтересованности КНР в развитии отношений с Соединенными Штатами.
Между тем, несмотря на противоречия и споры в самой администрации Рейгана, «китайская» политика на практическом уровне сохраняла инерцию, приданпую ей в предшествующий период и особенно в конце президентства Картера, когда была создана договорно-правовая структура двусторонних связей и началось ее заполнение реальным содержанием. Данная структура продолжала исправно функционировать и при республиканцах.