Обострение тайваньской проблемы
Стала более жесткой реакция на разногласия, охватившие ряд международных проблем (Ближний Восток, кризис в Южной Атлантике, Южная Африка, морское право). Участились ссылки на социальные различия. Однако наибольшее влияние на состояние американо-китайских отношений оказало очередное обострение тайваньской проблемы, сфокусировавшей весь спектр идеологических и политических различий и разногласий.
С приходом к власти президента Рейгана акценты «китайской» политики Вашингтона были смещены в пользу Тайваня. Была продемонстрирована решимость продолжить снабжение гоминьдановских вооруженных сил на Тайване американским оружием, игнорируя решительные возражения китайского правительства. Этим был поставлен под угрозу достигнутый уровень отношений с КНР (китайская сторона пригрозила Вашингтону отзывом своего посла).
Однако стимулы к взаимному сближению, возникшие на рубеже 70-х годов из совпадения подходов китайского руководства и правящих кругов США к мировой расстановке сил, продолжали действовать. Более того, за истекшее десятилетие они дополнились, особенно со стороны КНР, потребностями в хозяйственных, научных, культурных и прочих связях, необязательно обусловленных стратегическими соображениями. Стороны, стремясь не допустить расширения разногласий по тайваньскому вопросу на другие сферы взаимосвязей и предупредить их эрозию, пошли на переговоры об условиях прекращения военных поставок США на Тайвань и перспективах американо-китайских отношений. Переговоры завершились подписанием совместного коммюнике от 17 августа 1982 г., суть которого, по существу, заключалась в том, что США и КНР согласились вернуться к поступательному развитию взаимоотношений, не меняя в сколько-нибудь серьезной степени своих позиций по спорному вопросу и не раскрывая реальных перспектив его решения. Сокращение и прекращение американских военных поставок гоминьдановскому режиму на Тайване ставилось в коммюнике в зависимость от маловероятной или по крайней мере весьма отдаленной перспективы мирного объединения Тайваня с КНР на основе договоренности между правительством КНР и гоминьдановскими властями. При этом американская сторона вопреки реальному положению дел исходила из лишенной основания посылки, будто правительство КНР отказалось от своего суверенного права решить эту внутреннюю китайскую проблему любыми, в том числе принудительными, средствами.