Создание прочного экономического базиса

С приходом в Белый дом республиканской администрации Д. Эйзенхауэра главной целью американской политики в развивающихся странах окончательно становится не «создание прочного экономического базиса для демократических устремлений их граждан» (как говорилось в четвертом пункте программы Г. Трумэна), а обеспечение безоговорочной политической лояльности этих стран и активного участия в глобальном «сдерживании коммунистической агрессии».

магазин виниловых пластинок в москве с доставкой

Формирование политики США в отношении развивающихся стран - 3Правящим кругам США требовались «твердые» режимы, способные «навести порядок» в своих странах и обеспечить прочный тыл Соединенным Штатам. В 1953 г. ЦРУ организовывает свержение в Иране правительства Мосаддыка и восстанавливает на троне шаха Резу Пехлеви. Годом позже Вашингтон инспирирует свержение прогрессивного правительства Арбенса в Гватемале. Вмешательство на стороне правых сил во внутренние дела Филиппин, Лаоса, Таиланда, срыв Женевских соглашений 1954 г. по Вьетнаму и огромная военная помощь режиму Нго Динь Дьема — все это вехи на пути эскалации курса США на военно-силовое вмешательство в борьбе с национально-освободительным движением в 50-е годы.

Своеобразным символом этого периода в американской политике стали военные блоки с участием развивающихся стран, созданные по периметру социалистических государств — СЕАТО в 1954 г. (США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины, Пакистан) и СЕНТО в 1955 г. (Англия, Турция, Иран, Ирак, Пакистан). Вместе с заключенным еще в 1947 г. «пактом Рио-де-Жанейро» эти договоры фактически обеспечили юридическую основу для борьбы с левыми силами в развивающихся странах. Одобренная конгрессом 9 марта 1957 г. так называемая «доктрина Эйзенхауэра» представляла собой вариант договора о помощи в «обеспечении безопасности» для стран Ближнего Востока. США объявляли о готовности «использовать вооруженные силы для поддержки любого государства или группы государств, обратившихся за помощью в отражении вооруженной агрессии со стороны любой страны, контролируемой международным коммунизмом».

В период пребывания у власти республиканской администрация резко возрастает военная помощь. Ее объем за период 1953—1961 гт. составил 13,6 млрд. долл., а удельный вес в общем объеме помощи развивающимся странам —55%. Основными получателями становятся развивающиеся государства — члены блоков, страны, заключившие с США двусторонние договоры о взаимной безопасности.

Между тем взгляд на национально-освободительное движение, борьбу народов против деспотизма и отсталости как на происки «международного коммунизма» со штаб-квартирой в Москве все больше заводил политику Вашингтона в тупик. Объективно перед ним вставали проблемы осмысления своеобразия путей развития освободившихся государств, трезвой оценки соотношения прозападных и антикапиталистических, народнических тенденций в национально-освободительном движении. Требовалось выработать отношение к такому долгосрочному и все более влиятельному фактору, как политика неприсоединения, позитивного нейтралитета.