Ставка на военную силу

Во второй половине 70-х годов Вашингтон приступил к активному наращиванию своего военного присутствия в Индийском океане и районе Персидского залива с целью использования военной силы для ограничения масштабов революционных преобразований в государствах региона. В 1977 г. началось создание так называемых «сил быстрого развертывания». В 1978 г. США «заморозили» переговоры с СССР об ограничении военной деятельности в Индийском океане, прекратили консультации по ограничению поставок оружия в развивающиеся страны, ввели в строй крупную базу на о-ве Диего-Гарсия, в 1980 г. заключили соглашения с Египтом, Кенией, Сомали и Оманом об использовании военных баз на их территориях, ввели в райои Аравийского моря и Персидского залива свыше 30 крупных боевых кораблей. Это наращивание военной силы прикрывалось тезисом о некоей «дуге нестабильности», охватывающей страны, расположенные на побережье Индийского океана от Юго-Восточной Азии до Южной Африки, «где внутренняя обстановка дает возможность нашему главному сопернику, Советскому Союзу, использовать неустойчивое положение для осуществления своих тактических целей».

продажа виниловых пластинок купить

Сходная ситуация сложилась и в Центральной Америке, где Вашингтон, оказывая экономическое давление на революционное правительство Никарагуа, резко усилил в 1979—1980 гг. военные приготовления (создание оперативного военного командования для Карибского бассейна, провокационные маневры с высадкой десанта на кубинскую территорию в Гуантанамо и т. д.).

Ставка на военную силу - 1Восприняв курс на усиление военно-силового давления на революционно-освободительные движения в Азии, Африке и Латинской Америке, администрация Р. Рейгана еще больше ужесточила подход США к развивающимся странам. Фактически игнорируя внутренние причины и самостоятельный характер таких движений, Вашингтон видел в них теперь прежде всего результат «подрывной деятельности» СССР, якобы добивающегося установления своего господства путем поддержки «международного терроризма». «Советы стали смелее в осуществлении перемеи с помощью насилия»,— вещал госсекретарь А. Хейг29. Военно-силовое подавление освободительных движений и подрыв прогрессивных режимов в развивающихся странах стали рассматриваться в Вашингтоне как одно из важных средств достижения стратегических преимуществ в глобальном противоборстве с СССР.

США значительно увеличили экономическую и военную помощь сальвадорской хунте, послали туда советников по контрпартизанским операциям, возобновили военную помощь диктаторским режимам Гондураса и Гватемалы, приступили к «дестабилизации» положения в Никарагуа путем активизации контрреволюционных вылазок недобитых сомосистов с территории Гондураса. В рамках так называемого «стратегического сотрудничества» с Израилем США поддержали его агрессию в Ливане летом 1982 г. с целью физической ликвидации военных формирований ООИ и обеспечения на этой основе проимпериалистического урегулирования на Ближнем Востоке. Под надуманным предлогом зависимости США от ЮАР в области стратегических минералов администрация Р. Рейгана отбросила попытки давления на Преторию и, стремясь подорвать прогрессивный режим Анголы, поддержала агрессию ЮАР на юге этой страны в 1981 г., а также пыталась использовать процесс урегулирования в Намибии для вмешательства в ее внутренние дела.