Женевская мирная конференция

Специфика подхода США к переговорам как внешнеполитическому инструменту - 5Конец 70-х годов дал не один пример ненадежности и даже вероломства США как партнера по переговорам. Характерны в этом плане длительные советско-американские контакты по ближневосточному урегулированию в 1973—1977 гг., приведшие, наконец, к такому значительному и обнадеживающему шагу, как совместное советско-американское заявление по Ближнему Востоку от 1 октября 1977 г. В нем подчеркивалось, что урегулирование ближневосточного конфликта «должно быть всеобъемлющим, охватывающим все заинтересованные стороны и все вопросы», и прямо указывалось: «Советская и американская стороны считают, что единственно правильным и эффективным путем для обеспечения кардинального решения всех аспектов ближневосточной проблемы в комплексе являются переговоры в рамках специально созванной для этих целей Женевской мирной конференции при участии в ее работе представителей всех вовлеченных в конфликт сторон, в том числе палестинского народа, и договорно-правовое оформление достигнутых на конференции решений». Но не прошло и нескольких недель, как правительство США вразрез с достигнутой договоренностью круто повернуло курс в сторону сепаратных сделок, приведших к кэмп-дэвидскому сговору.

магазин виниловых пластинок

Другой пример — переговоры по уменьшению военной активности в зоне Индийского океана. Они были прерваны Вашингтоном в феврале 1978 г., когда была пройдена добрая половина пути к достижению договоренности. Вместо того чтобы вести дело дальше — к замораживанию, а затем и снижению на взаимной основе присутствия американских и советских военных кораблей в Индийском океане, США резко изменили линию поведения. Они уклонились от продолжения переговоров и начали лихорадочно вводить в Индийский океан десятки военных кораблей, в том числе ударные авианосцы.

Радикальный поворот совершила политика Вашингтона и в вопросе ограничения продажи и поставок обычных вооружений. Вступив на президентский пост, Дж. Картер заявил, что он — за достижение международных договоренностей, которые позволили бы остановить безудержный рост торговли оружием. Первые советско-американские контакты по этому вопросу относятся к декабрю 1977 г. В следующем, 1978 г. состоялись три раунда переговоров, на каждом из которых дело, хотя и не без трудностей, продвигалось вперед. Но затем в Вашингтоне верх взяла точка зрения тех, кто считает, что США не должны связывать себя никакими ограничениями в поставках оружия своим клиентам. США отказались от продолжения переговоров, а кривая экспорта американского оружия вновь круто пошла вверх.

Не менее показательна и судьба советско-американских переговоров по антиспутниковым системам. Начатые в 1978 г., они были также прерваны Вашингтоном, который решил сделать ставку на милитаризацию космоса.

Проявлением вопиющего неуважения к переговорам и достигнутым договоренностям стал отказ Вашингтона от Договора ОСВ-2, подписанного на высшем уровне 18 июня 1979 г. Этот договор разрабатывался в течение семи лет при трех американских администрациях (Никсона, Форда и Картера). Уклонение США от ратификации договора наглядно иллюстрирует ненадежность США как партнера по переговорам.