Эмбарго арабских стран на поставки нефти в США

Разрядка напряженности и международные кризисы - 5Негативную роль играли и наиболее оголтелые союзники США — Израиль, ЮАР, Южная Корея. Политика «партнерства», провозглашенная «доктриной Никсона» и нацеленная на увеличение военного вклада союзников, определенным образом усилила роль этих государств во внешнеполитических приоритетах США. Укрепление военных потенциалов Израиля и Южной Кореи, откровенная заинтересованность Вашингтона в поддержке позиций ЮАР привели к повышению провоцирующих возможностей этих агрессивных режимов на международной арене.

грампластинки

Следует учитывать также, что наступление противников разрядки развернулось в новых, гораздо более трудных для США экономических условиях, в обстановке обострения финансовых, сырьевых, энергетических и многих других проблем. В частности, энергетический кризис 1973—1974 гг., наступивший в результате эмбарго арабских стран на поставки нефти в США и решения стран — членов ОПЕК о резком повышении цен на сырую нефть, до основания потряс сложившуюся систему энергетического баланса развитых капиталистических стран. Последовавшее за этим кризисом выступление развивающихся стран в ООН с требованием установить новый международный экономический порядок (1974 г.) еще больше углубило противоречия между ними и странами Запада, придав характер кризиса мировым капиталистическим хозяйственным связям.

В этой обстановке давала себя знать напористая деятельность военно-промышленного комплекса и связанных с ним сил, направленная на размывание действия «послевьетнамского синдрома», подталкивание правящих кругов США к более активному вмешательству в локальные и региональные конфликтные ситуации. С середины 70-х годов во внешнеполитическом курсе Вашингтона наблюдается тенденция к возврату на пути глобального вмешательства в конфликтные ситуации, имеющего целью исправление «глобального баланса» в пользу США.

Разумеется, новая волна интервенционизма во внешнеполитическом курсе США не просто повторение скомпрометированного «глобального интервенционизма» 60-х годов, тесно увязывавшегося с попытками «пробы сил» с Советским Союзом. «Послевьетнамский синдром», несмотря на все факторы, содействующие его размыванию, продолжал оказывать определенное влияние на правящие круги Америки. Характерно в этом отношении, что попытки первого министра обороны в администрации Дж. Форда—Дж. Шлесинджера угрожать применением тактического ядерного оружия в Корее летом 1975 г. были восприняты весьма негативно в ответственных политических кругах, что среди прочих причин повлияло на решение президента уволить Дж. Шлесинджера в отставку в том же году. Однако к концу 70-х годов воздействие «послевьетнамского синдрома» все больше и больше уменьшалось.