Падение шахского режима в Иране

«Кризисная стратегия» — одно из средств наступления на разрядку - 2Сконцентрировав свои усилия на этих конфликтных ситуациях, правительство США рассматривало их как «внутреннее дело» западного мира. Главным при этом, как оказалось, было стремление не допустить Советский Союз и другие социалистические государства к урегулированию этих конфликтов и вообще представить сам процесс «урегулирования» как часть общей системы усилий, направленных на улучшение глобальных позиций США в ущерб позициям социализма и национально-освободительного движения. Тот факт, что при этом Соединенные Штаты фактически не предусматривали (за некоторым исключением) возможности крупномасштабного применения вооруженной силы для «урегулирования» конфликтов в своих интересах и ориентировались в основном на политико-дипломатические и экономические средства, лишь отчасти снижал опасность возобновления «кризисной стратегии», поскольку не предусматривал таких решений, которые на деле могли бы ограничить угрозу новых вооруженных столкновений и их эскалации в конфликты более широкого масштаба.

магазин виниловых пластинок

Стремление к достижению односторонних преимуществ в конфликтах, силовые линии которых фактически прямо связаны с вопросами борьбы и соревнования двух мировых систем, уже таило в себе опасность будущих кризисов. Это достаточно наглядно подтвердило падение шахского режима в Иране, приведшее к резкому ослаблению позиций Соединенных Штатов в районе Ближнего и Среднего Востока. Одним из итогов этих событий, как отмечалось в американской печати, стало то, что «некоторые официальные лица обратились к планам использования американских войск, считая, что события в Иране продемонстрировали слабость политики передоверия функций защиты американских интересов региональным союзникам».

Еще в августе 1977 г. в директиве президента Картера были изложены намерения администрации создать «силы быстрого развертывания», с тем чтобы иметь средства вмешательства в отдельные локальные конфликтные ситуации, добиваясь их разрешения в интересах Вашингтона. Однако в тот период, в частности в ходе кризиса, развязанного державами НАТО в провинции Шаба (Заир) летом 1978 г., стало ясно, что конгресс и более широкие политические круги не поддерживают намерений администрации направлять американские войска для участия в зарубежных конфликтах. Усиление внимания администрации к планам создания и использования сил быстрого развертывания в качестве средства «кризисной стратегии» в 1979 г. под влиянием событий в Иране показало, что влиятельные группировки в американском правительстве становятся на путь подготовки новых военных авантюр.

Не менее опасным для дела международного мира и безопасности является и другое направление в «кризисной дипломатии» Вашингтона 70-х годов, получившее наибольшее развитие в районе Восточной Азии. Речь идет о попытках правящих кругов Соединенных Штатов сочетать соображения «кризисной дипломатии» с методами разыгрывания регионального «баланса сил».