Усиление зависимости латиноамериканских стран от США

Важным направлением экономической политики республиканцев был курс на усиление зависимости латиноамериканских стран от США путем создания дополнительных рычагов воздействия на их хозяйственную структуру с помощью транснациональных корпораций. Увеличились темпы роста капиталовложений в обрабатывающую промышленность стран региона: в 1960 г. на ее долю приходилось 22% всех прямых капиталовложений США в Латинской Америке, в 1970 г.—36, в 1975 г.—более 40% Конечно, это явление во многом объяснялось национализацией добывающей промышленности в ряде латиноамериканских стран, но вместе с тем оно свидетельствовало и о стремлении США проникнуть в наиболее передовые наукоемкие отрасли производства своих южных соседей. К середине 70-х годов ТНК производили не менее 40% всей промышленной продукции стран региона.

виниловые пластинки купить

От «Союза ради прогресса» к «новому партнерству» - 3Главным итогом широкой экспансии американского частного капитала было усиление эксплуатации этих стран Соединенными Штатами. Если с 1968 по 1975 г. уровень промышленного производства в Латинской Америке вырос на 40%, то уровень вывозимых ТНК прибылей в текущих ценах вырос более чем в 2 раза. Это привело к резкому росту внешней задолженности латиноамериканских стран: если во второй половине 60-х годов дефицит их платежного баланса составлял 1,5 млрд. долл. в год, то к 1973 г. вырос уже до 4 млрд. долл., а в 1974—1975 гг. составил 17 млрд. долл.

Тенденция к усилению экспансии частного капитала США в Латинской Америке свидетельствовала о переориентации всей внешнеэкономической политики республиканского правительства. По справедливой оценке американских специалистов, корни экономической политики Р. Никсона в отношении Латинской Америки «уходят в эпоху Эйзенхауэра, который рассматривал регион как „заповедник частного предпринимательства”. Нагляднее всего это проявилось в безоговорочной защите администрацией Никсона интересов ТНК даже в тех случаях, когда их деятельность сопровождалась нарушением норм международного права и грубым вмешательством во внутренние дела латиноамериканских государств, как это было с ИТТ в Чили и «Маркони майнинг корпорейшн» в Перу.

В первой половине 70-х годов в регионе была национализирована собственность более 30 транснациональных корпораций, в основном американских, стоимостью свыше 2 млрд. долл. На протяжении этого периода Вашингтон постоянно угрожал применением принятых конгрессом США поправок Хикенлупера и Гонсалеса, предусматривавших прекращение американской помощи и экономические санкции в отношении стран, не обеспечивающих «быстрой и соответствующей компенсации» за национализированную собственность компаний США. Подобные меры приводили республиканцев к постоянным конфликтам с отдельными латиноамериканскими странами, в первую очередь с такими, как Перу, Чили, Эквадор. По оценкам не только советских, но и американских специалистов, угрозы применения поправок не только не предотвращали национализации, но даже ухудшали межгосударственные отношения США со странами региона, демонстрируя отсутствие гибкости в политике Вашингтона.