Возврат к политике «большой дубинки»

Возврат к политике «большой дубинки» - 1Приход в США к власти администрации Р. Рейгана ознаменовался дальнейшим ужесточением этого курса. Вашингтон возобновил и увеличил до 250 млн. долл. в год военную и экономическую помощь сальвадорской хунте, направил в эту страну десятки военных советников, расширил поддержку других центральноамериканских диктатур. Одновременно Соединенные Штаты приостановили экономическую помощь Никарагуа с целью оказать давление на революционное сандинистское правительство, развязали злобную антикубинскую кампанию. Американским руководством был взят курс на развитие военно-политического сотрудничества с Чили, Уругваем и некоторыми другими правыми режимами.

продажа виниловых пластинок

Тем не менее откровенная ставка на военную силу, стремление использовать подъем освободительной борьбы центральноамериканских стран для нагнетания международной напряженности не принесли Вашингтону ожидавшихся выгод. Более того, этот курс лишь еще более осложнил отношения США с западноевропейскими союзниками, привел к усилению их недовольства действиями США. Вызвал он и активное недовольство в самих Соединенных Штатах, где высказывались опасения, что Сальвадор станет для них «вторым Вьетнамом.

В этих условиях правящие круги США предприняли определенные усилия для выравнивания отношений с латиноамериканскими странами, стремясь остановить рост националистических, антиамериканских настроений. Ни в коей мере не отказываясь от проводимого ими жесткого курса (прежде всего в отношении стран Центральной Америки и Карибского бассейна) и наращивания военного присутствия в регионе, республиканцы постарались выработать более долгосрочную и жизнеспособную латиноамериканскую стратегию. С этой целью Белый дом стал больше использовать такие традиционные рычаги, как дипломатическое маневрирование и экономическая помощь (включая военную). Об этом свидетельствует предпринятая Р. Рейганом в конце ноября — начале декабря 1982 г. поездка в Бразилию, Колумбию, Коста-Рику и Гондурас, во время которой президент США постарался уменьшить возникшую в межамериканских отношениях напряженность и обещал увеличение американской экономической помощи странам региона при одновременном снижении тарифов на ряд товаров латиноамериканского экспорта. Еще ранее, предлагая на рассмотрение конгресса США проект бюджета иностранной помощи на 1983 финансовый год, администрация запросила 350 млн. долл. на экономическую помощь странам Центральной Америки и Карибского бассейна в рамках так называемой «карибской инициативы», выдвинутой Рейганом в феврале 1982 г. (запрошенная сумма была выделена конгрессом в августе того же года). Основные средства, выделенные в рамках «карибской инициативы», должны быть использованы для финансирования частного сектора центральноамериканских и карибских стран. Хотя выдвинутая Белым домом «Карибская инициатива» в определенной мере учитывает пожелания ряда государств субрегиона о беспошлинном доступе на рынки США и расширении экономической и научно-технической помощи, она ни в коей мере не может способствовать комплексному, сбалансированному развитию их экономики, тем более что, по подсчетам самих же американских экономистов, на эти цели потребовалось бы как минимум 4—5 млрд. долл.