Программа развития ООН (ЮНДП)

Методы и инструментарий экономической дипломатии - 3В последнее время значительно изменилась политика США в международных организациях. При администрации Рейгана отношение к ООН американской дипломатии стало весьма сдержанным, а временами и враждебным, вплоть до того, что представитель Вашингтона подчас остается единственным, кто голосует против тех или иных резолюций, особенно содержащих справедливые требования развивающихся стран. Однако в новой интерпретации функций американских дипломатов такая изоляция не рассматривается госдепартаментом как нежелательное явление; дана команда оказывать усиленный нажим на союзников и при согласовании общих позиций Запада в рамках ОЭСР, в результате чего они становятся также максималистски негативными. США практически единственные среди западных стран отказались присоединиться к Конвенции ООН по морскому праву, на согласование которой ушло 15 лет, несут главную ответственность за тупик в «диалоге Север—Юг» и саботаж «глобальных переговоров».

виниловые пластинки продажа в Биробиджан

Найдены пути приспособления США к тому, чтобы получать обратную экономическую отдачу даже от тех фондов, которые формально передаются развивающимся странам через каналы льготной помощи.

Например, каждый доллар американских ассигнований международным финансовым институтам генерирует через международные каналы производство двух долларов продукции в американской экономике. Кроме того, такие ассигнования через осуществление различных проектов. За рубежом дают США и косвенный экономический эффект, что может быть проиллюстрировано, в частности, на примере Программы развития ООН (ЮНДП). С 1972 по 1976 г. ассигнования ЮНДП помогли открыть новые запасы сырья на общую сумму в 20 млрд. долл., в том числе железорудное месторождение в Боливии в 40 млн. т, залежи бокситов в южной части Тихого океана суммарной мощностью в 100 млн. т, и выдвинуть реалистическую гипотезу о существовании пояса месторождений меди, простирающегося от Югославии до Пакистана. В целом же проекты ЮНДП стимулировали сопряженные капиталовложения в сумме 19 млрд. долл., что открыло для США новые источники дефицитного сырья и рынки сбыта.

Наконец, следует упомянуть и о таком мощном оружии Вашингтона, как использование ТНК американского базирования в качестве орудий внешней политики. Только в развивающихся странах ныне оперируют 1197 фирм США с 2783 филиалами. Хотя между глобальными интересами этих ТНК и интересами государственно-монополистического комплекса США существуют подчас очевидные расхождения, «американские компании за границей, подчеркивал президент «Мобил ойл» У. Таволарес, представляют собой величайшую опору для американской экономики и американского правивительства. «Феномен набирающего силу международного предприятия как явления прежде всего американского,— писали в своем докладе эксперты Национального военного колледжа США,— может сыграть важную роль в нашей общей политической, военной и экономической мощи. Привлекаемые в единстве с другими элементами нашей национальной мощи… они способны ослабить противника, лишая его ресурсов и дезорганизуя его зарубежные промышленные и торговые базы и операции». Врастая в экономику других стран, ТНК способны влиять на темпы и пропорции их развития, направления технического прогресса, экспорт, инвестиции, уровень занятости и налоговых платежей. Их обычно окружает «актив» субпоставщиков, агентов по сбыту, местных менеджеров, акционеров, политических деятелей и т. д., которым посольства США попросту не в состоянии располагать. Более того, «история ясно показывает,— подчеркивал тот же У. Таволарес,— что частные компании успешно оперируют при таких обстоятельствах, при которых правительства не могут этого делать». Иначе говоря, эти компании берут на себя выполнение таких задач, с которыми официальная дипломатия предпочитает себя не ассоциировать. Это финансирование политических партий, подкуп официальных лиц, антиправительственные акции и т. д.