Методы и инструментарий экономической дипломатии

Методы и инструментарий экономической дипломатии - 1Взаимопереплетение использования американской дипломатией экономического потенциала США и одновременно его политического обслуживания ею предопределяет как методы работы госдепартамента в области экономики, так и практический инструментарий внешней политики в этой области.

виниловые пластинки продажа в Воронеж

Наиболее распространенным методом является использование зависимости иностранных государств от экспорта на американский рынок или от поставок американской технологии, а также кредитов для навязывания им выгодных США политических решений. Это особенно наглядно проявляется в отношениях США с развивающимися странами. Например, ежегодный передел между ними квот импорта в США отдельных товаров, в том числе сахара, является обычно предметом открытого политического торга, а раздел после разрыва отношений с Кубой кубинской квоты для такого экспорта между другими латиноамериканскими странами долгое время был одной из основ поддержания антикубинской атмосферы в Организации американских государств (ОАГ). Однако та же тактика используется США подчас и против капиталистических партнеров. Например, желание Франции располагать независимым от НАТО ядерным оружием было существенно осложнено отказом США поставить ей крупные ЭВМ. И наоборот, незаконный импорт табака, хрома и марганца из Родезии и поставки военной технологии в ЮАР использовались для поддержки ее расистского режима.

Подобная тактика подчас граничит с прямым вмешательством во внутренние дела и экономическим шантажом, для целей которого особенно широко используется кредитная и торговая политика. Например, США до сих пор законодательно запрещают любую торговлю с Кубой, Вьетнамом и КНДР, причем в случае с Кубой это до сих пор официально объясняется стремлением «сдержать распространение коммунистического влияния в западном полушарии» Кредитной блокаде подвергались Чили, Перу, Эквадор, Боливия, АРЕ, Шри Ланка, причем периоды этой блокады прямо совпадали с периодами пребывания у власти в этих странах прогрессивных правительств, проводивших антиимпериалистический внешнеполитический курс и внутренние реформы, направленные на ограничение позиции иностранного капитала. При администрации Картера такая тактика прикрывалась демагогическим лозунгом «защиты прав человека», причем соответствующие директивы были даны уже не только Экспортно-импортному банку и Товарно-кредитной корпорации, но и делегатам США в МВРР и МВФ, где они должны были голосовать против кредитов неугодным странам, а ныне она осуществляется под не менее демагогическим рейгановским лозунгом «борьбы с международным терроризмом». Администрация Рейгана еще более ужесточила курс США в отношении развивающихся стран, проводящих антиимпериалистическую политику, ие говоря уже о странах социалистического содружества, и в то же время отменила почти все ограничения на экономические отношения с диктаторскими, антинародными режимами.