Злоупотребление властью

При этом данные группировки спекулировали на некоторых глубинных тенденциях, обнаружившихся в американском общественном мнении в эти же годы. Речь идет прежде всего о растущем беспокойстве миллионов американцев по поводу углубления кризисных явлений в сфере морали (громкие скандалы в высших эшелонах правительства, связанные с злоупотреблением властью, аморализм американской военщины во Вьетнаме, рост коррупции и других форм преступности в стране и т. п.). В США в этот период объективно усиливается критицизм в отношении аморализма, морального релятивизма, а также прагматизма, ассоциировавшегося с моральным релятивизмом.

виниловые пластинки магазин

Кампания в «защиту прав человека» - 2Но этот процесс в США не сопровождался осознанием тех подлинно альтернативных путей коренного морального обновления американского общества и международных отношений, которые могут быть выработаны на основе научного анализа закономерностей мировой истории. По большей части настроение недовольства аморализмом в США проявилось в форме общих, обращенных ко всем основным институтам власти требований повысить уровень моральной ответственности. В этой связи понятна готовность многих американцев поддерживать именно тех политических лидеров, которые декларировали свою приверженность «традиционным нормам морали».

Эта специфическая особенность американского общественного мнения в 70-е годы в значительной мере определила слабость позиций тех политиков, которые не учли этой особенности и во внутренней и внешней политике в той или иной форме выступали против «морального экстремизма». Тот факт, что сам президент Никсон оказался замешанным в «уотергейтском деле», ставшем ярчайшим проявлением политического аморализма, наложил отпечаток на негативное восприятие многими американцами его внешнеполитической позиции. Все это было использовано группировками, стремившимися подорвать доверие американцев к реалистическим направлениям во внешней политике Никсона и Киссинджера. Использовал эту особенность общественного мнения и Дж. Картер, сделавший акцент на моральную риторику.

Решением задачи «восстановления моральных ценностей» политики США занялся широкий блок влиятельных идеологов, политических деятелей и группировок. Этот блок объединил «старых» и «новых» правых, консерваторов-традиционалистов с так называемыми неоконсерваторами (вчерашними либералами, перешедшими на консервативные позиции). Реализация этой задачи потребовала значительных усилий и довольно длительного времени. Она также потребовала организации широких массированных идеолого-пропагандистских кампаний, первой из которых была кампания по празднованию 200-летия США (1975—1976 гг.). В ходе этой кампании основное внимание уделялось идеализации и романтизации истории США, возрождению традиционной веры в особую всемирно-историческую миссию США, их «ведущую роль в развитии всего человечества». Все это было рассчитано на идейно-психологическую компенсацию возникших в США после поражения во вьетнамской войне болезненных чувств оскорбленной «национальной гордости», национального «унижения», на перемещение этих чувств в русло национализма и великодержавного шовинизма.