Строительство базы связи Кегнью в Эфиопии

В подходе США к Африке в тот период превалировало военно-стратегическое направление. Сохранение американского контроля над огромной авиабазой Робертс-Филд (Либерия), строительство базы связи Кегнью в Эфиопии (1953 г.), соглашение о военных базах с королевской Ливией (1954 г.)—таковы основные вехи сотрудничества США с единственными в то время независимыми африканскими странами. Однако эти отношения не были оформлены военными союзами. Их заменителем выступала военная помощь. Не случайно в четвертом пункте «программы Трумэна», которую можно рассматривать как одну из первых заявок США на самостоятельную политическую роль в «третьем мире», акцент делался именно на военную помощь. Правда, доля стран Африки в «помощи», предоставлявшейся США в соответствии с этой программой, не превышала 10% и фактически была платой за военные базы в Либерии, Эфиопии, ЮАС, Египте и Ливии. В эти годы США рассматривали Африку главным образом как континент, «создающий необходимый стратегический тыл для Западной Европы», и «ассоциированный придаток» НАТО, а свои военные объекты — как средство «обеспечения внутреннего порядка, необходимого для сохранения колониальной системы»

Африка в планах США в период «крестового похода» против коммунизма (1945-1960 гг.) - 6Конец 50-х годов ознаменовался поисками Вашингтоном путей более активного участия в африканских делах. Возникновение и развитие движения неприсоединения как самостоятельной политической силы, активизация национально-освободительных движений в африканских колониях, целый ряд которых уже добился к этому времени независимости (1951 г.—Ливия, 1956 г.—Судан, Марокко и Тунис, 1957 г.—Гана, 1958 г.—Гвинея), рост антизападных настроений и симпатий к социализму в Африке — все это подрывало прежнюю схему отношений США с Африкой. Однако и в этих условиях администрация Д. Эйзенхауэра не пошла на серьезный пересмотр базовых установок своей политики. Была сделана лишь попытка укрепить общие позиции Запада путем расширения американского участия в африканских делах, причем в ущерб окрепшим западноевропейским конкурентам Соединенных Штатов.

В феврале-марте 1957 г. вице-президент США Р. Никсон посетил Марокко, Гану, Либерию, Уганду, Эфиопию, Судан, Ливию и Тунис. Доклад, представленный им по возвращении, фактически явился проектом модернизации африканской политики США. Р. Никсон подчеркнул возрастающую роль развивающихся стран, которые «вполне могут оказаться решающим фактором в конфликте между силами свободы и международным коммунизмом. Усмотрев в ослаблении европейского влияния угрозу, по одновременно и шанс для интересов США, он рекомендовал усилить собственную роль США в Африке за счет эквивалентного снижения проевропейской ориентации американской политики в Африке. При формулировании собственной политики, писал он, США должны принимать во внимание интересы метрополий «лишь в той степени, в какой это позволяют фундаментальные требования наших собственных отношений» со странами Африки. Он также выразил сомнение в правильности прежнего постулата США о необходимости сохранения связей между европейскими и африканскими странами после завоевания последними независимости. Они должны сохраняться лишь тогда, подчеркнул он, когда «будут считаться взаимовыгодными обеими сторонами. Р. Никсон предлагал также расширить сеть дипломатических и консульских представительств США в новых странах и программы помощи. Имелось в виду вначале «обратить внимание частного капитала на возможности для инвестиций», затем привлечь международные организации и уже потом подумать о двусторонней помощи, но лишь «в той степени, в какой позволяют ресурсы США и требования других регионов. Признавая рост значения Африки для США, Никсон тем не менее рекомендовал отказ от дорогостоящих обязательств и от участия в решении насущных политических проблем континента. Подчеркивалось, что США интересует не столько сама Африка, сколько ликвидация «коммунистической угрозы.