Долгосрочные и краткосрочные цели США

Следовательно, имеются все основания различить за текущими комбинациями декларируемых или реальных целей постоянные интересы США на международной арене, лежащие в основе внешнеполитических доктрин, военно-политической стратегии, политических курсов по отношению к отдельным группировкам стран. Отбор государственных целей и конструирование их в определенную иерархическую систему — «лестницу целей» — в зависимости от их приоритетности совершаются в известной мере стихийно, спорадически и неформально. В США не существует какого-либо органа, который бы официально и специально занимался определением государственных долгосрочных и краткосрочных целей США. Попытки отдельных американских президентов в период после второй мировой войны (Эйзенхауэра, Никсона) формализовать процесс определения государственных целей не дали должных результатов, ибо вырабатывавшиеся различными комиссиями так называемые «национальные цели» оказывались частными формулировками указанных комиссий, не имеющими сколько бы то ни было универсального пли обязывающего характера.

Очевидно, что на уровне макроцелей четкая формализация и впрямь трудно реализуема в буржуазном обществе, где идет непрерывная борьба между различными общественными группировками как по существу самих целей, так и — особенно — по поводу степени их важности для общества. Складывающийся в каждый данный период консенсус относительно «лестницы национальных целей» является лишь временным компромиссом, остающимся в силе до тех пор, пока сохраняется тот или иной баланс общественных сил, в первую очередь группировок внутри самого правящего класса.

Внешнеполитические цели как объект политической борьбы - 2Тем не менее, безусловно, существует некий общий набор объективных целей (устремлений) государства, субъективно осознаваемых и интерпретируемых той политической группировкой правящего класса, которая в данный момент находится у власти. В США ныне речь идет о правительствах либо демократической, либо республиканской партий. Специфические интересы каждой из двух партий, отражающие конкретные требования электората данной партии, окрашивают «национальные цели» в определенные тона, дают возможность из общей совокупности долгосрочных целей выбирать для практических действий те тактические цели, которые считаются приоритетными данной партией. Именно поэтому сам процесс президентских выборов в США и происходящих раз в два года выборов в конгресс дают возможность правящему классу в какой-то мере корректировать как сами цели, так и — что случается гораздо чаще — конкретную тактику их осуществления в соответствии с меняющейся внутриполитической и международной обстановкой. Это привносит элементы гибкости во внешнюю политику США.