Поставки оружия как фактор политического влияния

Важным инструментом, относящимся к элементам военной силы, стали в последнее время американские поставки оружия.

В послевоенный период оружие из США в страны, где американский империализм хотел бы приобрести плацдарм для своего влияния, шло прежде всего по двум программам — заграничных военных продаж и программ военной помощи. В период с 1950 по конец 70-х годов США безвозмездно передали по программам помощи и предоставили услуг военного характера на 61,8 млрд. долл. Продажи за этот период составили сумму в 92,8 млрд. долл.15.

виниловые пластинки продажа в Когалым

Использование поставок американского оружия в целях усиления американского влияния на ряд стран увеличивалось по мере роста объема продажи вооружений, но особенно резко в последние 15 лет. Если в середине 60-х годов США продавали оружия на 1 млрд. долл. в год, то через десять лет — на 10 млрд. долл. в год, а в 1982 г.— на 30 млрд. долл.

Расширение потока вооружений, направляющегося в развивающиеся страны, превратилось в одно из главнейших орудий американской дипломатии. В 70—80-х годах развивающиеся страны стали потреблять приблизительно 80% американского военного экспорта. Особенно резко увеличился поток оружия на Ближний и Средний Восток. Основными получателями американского вооружения в 70-х годах были Саудовская Аравия (закупившая в США в течение прошлого десятилетия военной продукции на сумму 35 млрд. долл.), Иран (14 млрд. долл.), Израиль (11 млрд. долл.), Южная Корея (5млрд. долл.), Египет, Нидерланды, Япония и о. Тайвань (по 3 млрд. долл.). Для привлечения на свою сторону самых важных клиентов США используют продажи наиболее современного оружия — боевых самолетов F-14, F-15 и F-16, оперативно-тактических ракет «Лэнс», ракетных фрегатов типа «Перри», танков М-60.

Поставки оружия как фактор политического влиянияПо мнению буржуазных политиков, в современных условиях общей закономерностью является то, что уровень вооружений той или иной капиталистической страны в значительной мере продолжает предопределять характер ее политического влияния, особенно в условиях кризисной ситуации. Поэтому для многих западных государств, а также развивающихся стран, идущих по капиталистическому пути, иметь возможность увеличивать свою силу, влияние за счет наращивания вооружений представляется временами делом очень важным. Дать этому государству оружие или не дать — это политический вопрос, и он решается с точки зрения интересов правящих кругов США. Уже в этом «да» или «нет» есть элемент влияния. Более того, Вашингтон обычно и не скрывает свои отнюдь не только коммерческие цели в торговле оружием, требуя уступок, лояльности по отношению к США. Кроме того, продажа оружия создает долговременную систему зависимости посредством поставки запасных частей, возникают прочные связи с высшей бюрократией данной страны, ориентированность на сделки с другими американскими компаниями ввиду увязки военных сделок с контактами в сфере невоенного бизнеса. «Это,— пишет Р. Уэссон,— привлекательное средство осуществления внешней политики. За вооружением следуют инструктора и советники, которые близки к военным командующим и являются влиятельными людьми в третьем мире. Представители государств-получателей направляются на обучение в страны — поставщики оружия и там получают соответствующую политическую подготовку. Влияние, приобретенное поставками оружия, довольно прочное, так как переключение от американской на советскую помощь дорого и длительно. Военная помощь связывается обычно с получением баз».