ОСВ-2 и борьба в США вокруг него

Лишь 18 июня 1979 г. удалось подписать в Вене новые соглашения об ограничении стратегических вооружений, известные под названием «Соглашения ОСВ-2». Они состоят из трех основных частей: собственно договора, протокола к договору и совместного заявления о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений.

В договоре речь шла об ограничении численности всех компонентов стратегических сил сторон — пусковых установок МБР и БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков, а также баллистических ракет класса «воздух—земля» (БРВЗ) — суммарным количеством не более 2400 единиц, а с 1 января 1981 г.— 2250 единиц. Пределы численности пусковых установок МБР и БРПЛ, оснащенных РГЧ индивидуального наведения, БРВЗ, оснащенных РГЧ, а также тяжелых бомбардировщиков, оснащенных крылатыми ракетами с дальностью свыше 600 км, ограничивались суммарным количеством не более 1320 единиц. Причем для МБР и БРПЛ, а также для БРВЗ устанавливался «подпотолок» в количестве 1200 единиц, а для МБР в рамках этого числа — «подпотолок» в 820 единиц. Предусматривались и качественные ограничения, в частности не разрешалось создавать более одного нового типа легких МБР.

виниловые пластинки продажа в Дмитров

ОСВ-2 и борьба в США вокруг него - 1В совместном заявлении говорилось о готовности сторон продолжать переговоры с целью достижения существенных количественных сокращений, а также качественных ограничений и решения вопросов, включенных в протокол к новому договору. Важно также отметить, что в совместном коммюнике от 18 июня 1979 г. «каждая сторона заявила, что она не стремится и не будет впредь стремиться к военному превосходству…» Президент Дж. Картер охарактеризовал новый договор как «самый важный шаг, который когда-либо делался с целью установления контроля над ядерным оружием»

Однако вокруг нового договора в США развернулась острая борьба, причем задолго до его подписания. Противники договора утверждали, что он дает преимущества СССР (в области, например, тяжелых ракет), что договор трудно будет проверять национальными средствами контроля, что он ограничивает возможности США в области развертывания крылатых ракет и т. д. Отчасти договор стал жертвой начинавшейся предвыборной борьбы за Белый дом: республиканцы нападали на него с позиций хранителей «национальной безопасности» США. С этих позиций на слушаниях в конгрессе летом и осенью 1979 г. выступали Р. Пайпс, П. Нитце, адмирал в отставке Т. Мурер, Ю. Ростоу и многие другие. Тем не менее сенатская комиссия по иностранным делам 9 ноября 1979 г. одобрила договор девятью голосами против шести, а 20 ноября в официальном докладе рекомендовала сенату ратифицировать договор, и он был направлен в сенат.