Инспирирование кризисных ситуаций

Эволюция «кризисной стратегии» США - 2Укрепление стратегического потенциала Советского Союза все более сдерживало готовность правящих кругов Америки идти на развязывание крупномасштабной войны в Европе или на Дальнем Востоке. Но вот инспирирование кризисных ситуаций в этих районах — берлинские кризисы, война в Корее, угроза вмешательства в войну в Индокитае весной 1954 г., попытки вмешательства во внутренние дела народной Венгрии во время контрреволюционного мятежа 1956 г.— рассматривалось как мера, отчасти заменяющая собой войну, а отчасти не снимающая с повестки дня вероятность ее возникновения. Весьма интенсивно, в частности, проводилась эта линия в 50-е годы при администрации Эйзенхауэра—Даллеса, политический курс которой предусматривал постоянное «балансирование на грани войны».

по акции виниловые пластинки купить

Разработка и испытания в СССР межконтинентальных баллистических ракет, запуск в октябре 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли, доказавший высокий уровень развития советского научно-технического потенциала, существенным образом повлияли на стратегическое планирование в США. Появившаяся у Советского Союза возможность нанести уничтожающий удар по американской территории в ответ на любую попытку со стороны Соединенных Штатов предпринять вооруженное нападение на нашу страну или ее союзников вынудила правительственные ведомства в Вашингтоне приступить к пересмотру своих предыдущих установок в области силового нажима на СССР, в том числе и в области «кризисной стратегии», хотя этот пересмотр осуществлялся зигзагообразно и с большими отступлениями.

Проходившая в тот период дискуссия в политических и научных кругах, направленная на осмысление перемены в соотношении стратегических потенциалов сторон, в ходе которой был написан ряд интересных работ американских специалистов по проблемам военно-политической стратегии, установила, что значительная часть научных и политических кругов США склонялась к мысли о необходимости ограничить пределы риска в «кризисной стратегии» Вашингтона, сделать методы ее реализации более сдержанными и осторожными. Именно в этот период усилилась теоретическая разработка рекомендаций в области «кризисной стратегии», в которой выделились две точки зрения — сторонников «управления конфликтами» и сторонников «урегулирования конфликта», определяющие сущность политики США в отношении международно-политических кризисов.

Как уже отмечалось выше, в тот период восторжествовала точка зрения Т. Шеллинга на существо «кризисной дипломатии» и на необходимость уделить внимание методам «управления конфликтами». Фактически его рекомендации, дополнявшие и уточнявшие принципы «кризисного реагирования во внешней политике США, стали вторым основополагающим принципом «кризисной стратегии» и вошли в нее в качестве составной части. Как считают западные историки, одним из главных выводов, которые сделало для себя американское руководство после карибского кризиса, стало убеждение в насущности внедрения принципа «управления кризисами» во внешнеполитическую практику Вашингтона. Как сообщает в своем исследовании английский историк К. Белл, министр обороны Р. Макнамара в тот период заявил: «Больше не существует военной стратегии, есть только управление кризисами».