Фундамент милитаризма

Введение - 6В результате американская глобальная стратегия в послевоенный период оказалась построенной на фундаменте милитаризма. Правящие круги США сделали особую ставку на использование достижений научно-технической революции — сама она проявилась в США по существу в начале как военно-техническая революция.

Тем не менее, как это вынуждены были признать в 70-е годы многие американские историки и политологи-международники, милитаризация внешней политики страны не только не укрепила безопасность США, но фактически подорвала их мировые позиции. Ослабив экономическую и финансовую мощь страны, ослабив конкурентоспособность американских товаров на мировых рынках, она привела и к резкому ухудшению экономической конъюнктуры в самих США, к невиданной инфляции и бюджетным дефицитам.

Третье — характерная черта внешней политики США послевоенного периода — не имеющее прецедентов в американской истории массированное обращение к практике плаща и кинжала, к тайным операциям за рубежами страны. Созданное в 1947 г. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) быстро переросло рамки организации по сбору и анализу информации и стало одним из наиболее активно используемых каналов воздействия правительства США на международное окружение. Это воздействие принимало самые разные формы, начиная от подкупа влиятельных журналистов, руководителей массовых организаций и государственных лидеров зарубежных стран и кончая организацией широкомасштабных диверсионно-террористических и военных операций, вроде высадки наемников в кубинском заливе Кочинос в 1961 г. или финансирования и материального обеспечения банд наемников в Бельгийском Конго (ныне Заир) в 60-х годах или в Анголе — в 70-х годах.

Четвертое — общая характеристика внешней политики США после второй мировой войны — склонность к силовым решениям. Как известно, США с окончания второй мировой войны не прекратили воевать: они осуществили две крупномасштабные военные интервенции в Корее и Вьетнаме, не считая других, более мелких.

Таким образом, масштабы агрессивных акций различны — от полумиллионного экспедиционного корпуса США во Вьетнаме до посылки оружия и «военных советников» в Сальвадор,— но суть одна: американский империализм хотел и хочет решать самые различные проблемы обращением к вооруженному насилию с применением новейшей военной техники.

Пятое — вера в военную силу, обусловившая скептическое негативное отношение к традиционным инструментам дипломатии: к переговорам и достижению решений на основе взаимоприемлемых компромиссов. Дипломатию Вашингтон часто подменял «ядерным устрашением», силовыми угрозами, военными демонстрациями. Государственный департамент США с его высокопрофессиональными кадрами часто служил либо ареной, на которой маккартисты и другие деятели политического сыска устраивали показательные «проверки лояльности» в поисках «подрывных элементов», либо же оттеснялся на второй план советчиками из ближайшего окружения Белого дома, как это имело место при президентах Р. Никсоне, Дж. Картере, Р. Рейгане. Об этом же пренебрежении к дипломатии свидетельствует и укоренившаяся практика назначения на ключевые дипломатические посты политических кандидатов, т. е. людей не профессиональных, но чем-то угодных президенту.