Большое значение связи с западноевропейским регионом
Как свидетельствует опыт истории, все послевоенные американские администрации придавали большое значение связям с западноевропейским регионом. Но после активной политики Г. Трумэна на европейском направлении, при Д. Эйзенхауэре, Вашингтон обратился к глобальному блокостроительству (в 50-х годах — преимущественно в Азии); после «атлантически активного» Дж. Кеннеди президент Л. Джонсон направил основную внешнеполитическую энергию на индокитайскую авантюру; президент Р. Никсон «выделил» Западной Европе место одного из «углов» своего пятиугольного мира, а потом, в период «юда Европы», попытался остановить отчуждение Западной Европы одной дипломатической акцией (подписание «новой атлантической хартии»). Дж. Форд, как и Р. Никсон, проявлял свою активность преимущественно вне западноевропейского региона.
Страх перед расползанием наиболее важного военного союза вызвал новый прилив проатлантических сил в федеральных органах власти, и президент Дж. Картер подошел к западноевропейскому региону с акцентированным вниманием. Неудачи реализации концепции трехстороннего сближения вызвали реакцию в виде более «эгоцентрического» курса Р. Рейгана, значительно уменьшившего элемент компромиссности в своей западноевропейской политике. Более жесткая линия Вашингтона в 80-х годах проявилась в стремлении США укрепить свое доминирующее положение в НАТО. Этому способствовали экономические трудности Западной Европы. Формирование ЕЭС как самостоятельного целого, противостоящего атлантическому объединению, замедлилось. Цели создания к 1980 г. экономического, валютного и политического союза оказались нереальными. Но и поворота вспять западноевропейской интеграции, ликвидации ее автономного, независимого характера не произошло. Администрации Дж. Картера и Р. Рейгана сумели до некоторой степени замедлить этот процесс, но оп не был остановлен, не изменилась его направленность, его не удалось привести в атлантическое русло.
Ужесточение по линии Восток—Запад было приемлемо для Западной Европы лишь до известного предела, дальше которого западноевропейские страны, ценя достижения разрядки напряженности, за Вашингтоном не пошли. Не смогли США сдержать и экспансии ЕЭС на южном направлении, где западноевропейские объединения вопреки желаниям Вашингтона укрепили позиции среди зависимых ассоциированных членов. Вместо оздоровления валютной системы на основе поддержки доллара Вашингтон в эти годы столкнулся с усилиями западноевропейцев по созданию прототипа будущей независимой валютной системы.
В целом во второй половине 70-х и в 80-е годы европейская тенденция, замедлившаяся и показавшая свою уязвимость, все же сохранила свой потенциал. Определенное сглаживание наиболее острых проявлений межимпериалистических противоречий не может быть ни стабильным, ни долговременным, о чем говорит вся послевоенная история воссоздания и развития связей США с западноевропейскими капиталистическими странами. Пределы возможным компромиссам кладут объективные, противоречивые по своему характеру интересы правящих кругов этих стран, проявление и развитие которых постоянно рождает столкновение, лишая западный мир стабильной основы развития. Создание зон влияния, агрессивная защита менее конкурентоспособных отраслей национальными правительствами, сепаратные соглашения и различного рода блокирование монополий против своих конкурентов, региональная интеграция как средство противодействия более сильному партнеру — все это предполагает в недалеком будущем весьма острые конфликты между центрами империалистического соперничества.