Большое значение связи с западноевропейским регионом

Как свидетельствует опыт истории, все послевоенные американские администрации придавали большое значение связям с западноевропейским регионом. Но после активной политики Г. Трумэна на европейском направлении, при Д. Эйзенхауэре, Вашингтон обратился к глобальному блокостроительству (в 50-х годах — преимущественно в Азии); после «атлантически активного» Дж. Кеннеди президент Л. Джонсон направил основную внешнеполитическую энергию на индокитайскую авантюру; президент Р. Никсон «выделил» Западной Европе место одного из «углов» своего пятиугольного мира, а потом, в период «юда Европы», попытался остановить отчуждение Западной Европы одной дипломатической акцией (подписание «новой атлантической хартии»). Дж. Форд, как и Р. Никсон, проявлял свою активность преимущественно вне западноевропейского региона.

купить виниловые пластинки

Страх перед расползанием наиболее важного военного союза вызвал новый прилив проатлантических сил в федеральных органах власти, и президент Дж. Картер подошел к западноевропейскому региону с акцентированным вниманием. Неудачи реализации концепции трехстороннего сближения вызвали реакцию в виде более «эгоцентрического» курса Р. Рейгана, значительно уменьшившего элемент компромиссности в своей западноевропейской политике. Более жесткая линия Вашингтона в 80-х годах проявилась в стремлении США укрепить свое доминирующее положение в НАТО. Этому способствовали экономические трудности Западной Европы. Формирование ЕЭС как самостоятельного целого, противостоящего атлантическому объединению, замедлилось. Цели создания к 1980 г. экономического, валютного и политического союза оказались нереальными. Но и поворота вспять западноевропейской интеграции, ликвидации ее автономного, независимого характера не произошло. Администрации Дж. Картера и Р. Рейгана сумели до некоторой степени замедлить этот процесс, но оп не был остановлен, не изменилась его направленность, его не удалось привести в атлантическое русло.

Возврат к «жесткому курсу» и опора на ключевые страны (80-е годы) - 3Ужесточение по линии Восток—Запад было приемлемо для Западной Европы лишь до известного предела, дальше которого западноевропейские страны, ценя достижения разрядки напряженности, за Вашингтоном не пошли. Не смогли США сдержать и экспансии ЕЭС на южном направлении, где западноевропейские объединения вопреки желаниям Вашингтона укрепили позиции среди зависимых ассоциированных членов. Вместо оздоровления валютной системы на основе поддержки доллара Вашингтон в эти годы столкнулся с усилиями западноевропейцев по созданию прототипа будущей независимой валютной системы.

В целом во второй половине 70-х и в 80-е годы европейская тенденция, замедлившаяся и показавшая свою уязвимость, все же сохранила свой потенциал. Определенное сглаживание наиболее острых проявлений межимпериалистических противоречий не может быть ни стабильным, ни долговременным, о чем говорит вся послевоенная история воссоздания и развития связей США с западноевропейскими капиталистическими странами. Пределы возможным компромиссам кладут объективные, противоречивые по своему характеру интересы правящих кругов этих стран, проявление и развитие которых постоянно рождает столкновение, лишая западный мир стабильной основы развития. Создание зон влияния, агрессивная защита менее конкурентоспособных отраслей национальными правительствами, сепаратные соглашения и различного рода блокирование монополий против своих конкурентов, региональная интеграция как средство противодействия более сильному партнеру — все это предполагает в недалеком будущем весьма острые конфликты между центрами империалистического соперничества.