Военная зависимость Японии от Соединенных Штатов

В системе отношений США—Западная Европа—Япония Вашингтон рассматривает Японию в качестве партнера, который в силу глубокой военной зависимости от Соединенных Штатов в случае возникновения конфликтных ситуаций, как правило, выступает на американской стороне. Так, Япония полностью поддержала политику Вашингтона в афганском и кампучийском вопросах, участвовала в бойкоте Олимпийских игр в Москве и т. д. Однако случается, что отношения между партнерами развиваются не по заданной схеме и Япония занимает позицию, не во всем идентичную взглядам США на общеимпериалистические задачи. Отстаивая собственные интересы, которые чаще всего связаны со сферой экономики, Япония иногда пытается блокироваться с Западной Европой против CUA. Такого рода противоречия особенно наглядно проявились в разгар энергетического кризиса 1974—1975 гг., когда Япония, полностью зависящая от поставок ближневосточной нефти, вместе с некоторыми странами Западной Европы отказалась поддержать позицию США в ООН по вопросу об участии Организации освобождения Палестины в обсуждении проблем Ближнего Востока. Подобные же американо-японские разногласия возникли и в 1979 г., когда Соединенные Штаты обвинили Японию «в подрыве американских усилий, направленных на применение экономических санкций против Ирана» 34, и потребовали от Токио поддержки своей позиции в конфликте с Тегераном. Под давлением Вашингтона Япония была вынуждена пойти на некоторое сокращение закупок иранской нефти.

http://lpdisk.ru/ недорого купить виниловых пластинок

США и возрастание роли Японии в мировой политике - 2В рамках отношений между тремя центрами Соединенные Штаты широко используют в своей политике возможности блокирования с Японией против Западной Европы, так и объединения с ЕЭС против интересов Японии. Подобного рода тактика прежде всего характерна для решения проблем межимпериалистических экономических отношений. Выступая вместе с ЕЭС, США в 1971 г. заставили Японию ревальвировать иену, а в настоящее время продолжают оказывать на нее давление с целью заставить сократить ее огромное положительное сальдо внешней торговли. В то же самое время в июне 1979 г., во время токийского совещания в верхах, Соединенные Штаты смогли найти общую с Японией платформу, выступив совместно против предложения ЕЭС о фиксированных сроках замораживания квот на импорт нефти.

В последние годы США уделяли серьезное внимание Японии и в связи с активизацией их политики в азиатско-тихоокеанском регионе, который рассматривается Вашингтоном не только как район перспективный с точки зрения американских экономических интересов, но и как один из плацдармов консолидации антикоммунистических сил и проведения антиразрядочных акций. В качестве противовеса тем коренным изменениям в международно-политической ситуации в Юго-Восточной Азии, которые произошли в результате образования в июле 1976 г. Социалистической Республики Вьетнам, США пытаются использовать Японию для укрепления политической стабильности прозападных государств этого региона, и прежде всего стран, входящих в АСЕАН. Реализацию этих задач планируется возложить на так называемое «тихоокеанское сообщество», проект создания которого выдвигается США и Японией. В рамках такого альянса Вашингтон, используя сохраняющуюся зависимость Японии от Соединенных Штатов, рассчитывает, во-первых, несколько ослабить воздействие японской экономической экспансии в регионе на американские позиции в Азии, а во-вторых (что, по-видимому, более важно), создать, используя американо-японское военно-политическое партнерство, новый антикоммунистический союз, опирающийся прежде всего на экономическую мощь Японии.