Претворение в жизнь «всемирной миссии избранной нации»

Влияние религиозного фактора на восприятие массами внешней политики.

Как отмечалось выше, массовому сознанию США в силу особенностей их истории и идеологической системы не свойственно представление о своей нации как о чем-то независимом от государственного строя. Для американского массового сознания «национальные интересы» отождествляются либо с чисто меркантильными соображениями (доступ к рынкам и источникам сырья, защита экономических позиций американских компаний, действующих за рубежом, и т. п.), либо же с идеологическими целями — претворением в жизнь «всемирной миссии избранной нации».

Американская идея миссии есть в известной мере органичная для США форма самосознания, выводимая из постулата об общечеловеческом (и общерелигиозном) характере американского строя, из того, что это строй-модель. Эта идея избранности прослеживается и в формулах официальной риторики5, и в наивном мифологизме сектантских религиозных идеологий, и в сложных построениях американского теолога Рейнгольда Нибура и его последователей в духе концепций «реальной политики».

Поэтому для американского массового сознания всегда было характерно представление, что США должны вести себя на международной арене как-то иначе, чем другие страны,— как бы более морально. Этот морализм вносит в обсуждение внешнеполитических проблем страстность и импульсивность, ибо порицаемая политика мыслится не просто ошибочной, а греховной, а переходы от одной моралистической оценки к другой — относительно легки. Поэтому для США характерна страстная борьба по вопросам внешней политики и довольно резкие переходы от одной внешнеполитической линии к другой, соответствующие резким колебаниям общественных настроений. Эти споры и колебания во внешней политике при сохранении значительной степени идеологической однородности американского общества во многом контрастируют с относительной уравновешенностью внешней политики западноевропейских государств. Но через все эти колебания проходит идея о всемирной идеологической, моральной, религиозной миссии Америки. Борьба вокруг внешней политики — это в громадной степени борьба по вопросу о способах осуществления этой миссии.

Роль религии в идеологической системе США - 5Так, для США всегда были характерны определенные пацифистские настроения масс. Пацифистские секты (в частности, община квакеров), группы и традиции здесь значительно мощнее, чем в любой европейской стране. Но именно из-за своей связи с идеей избранности американский либерально-буржуазный пацифизм с поразительной легкостью может переходить в свою противоположность, как это произошло в годы первой мировой войны, когда военный психоз с такой легкостью сменил пацифистские настроения, потому что милитаристская лихорадка, разгоравшаяся под лозунгом «войны, которая ведется, чтобы положить конец войнам и сделать мир безопасным для демократии», была для американца как бы естественным продолжением пацифизма. В смягченной форме переход от подъема антивоенных настроений в период вьетнамской войны к современному «размахиванию национальным флагом» повторяет ту же модель.