Усилия по разработке пропагандистских стереотипов

Развернувшиеся по этому поводу в США дискуссии также способствовали усилению роли идеологического фактора во внешней политике. Были предприняты дополнительные усилия по разработке пропагандистских стереотипов, обеляющих внешнюю политику правящего класса США, изображающих буржуазные «моральные ценности» в качестве неких универсальных, вневременных формул, которыми должны руководствоваться все «демократические общества», и т. п. Приспосабливая свой инструментарий к усложняющимся условиям классовой борьбы на международной арене, американские идеологи стремятся направить общественное мнение в направлении антикоммунизма и антисоветизма, используя соответствующие мифы, софизмы и стереотипы для дискредитации не только социализма, но и всех прогрессивных и миролюбивых сил, принципов мирного сосуществования и разрядки. А это опять-таки ведет к возрастанию значимости идеологических и пропагандистских инструментов в системе взаимоотношений США с окружающим их миром.

Идеологическая борьба и внешняя политика - 3Развивая инструментарий внешнеполитической пропаганды, стремясь повысить ее гибкость, изощренность, доходчивость до различных категорий населения, американские теоретики в то же самое время пытаются дискредитировать при этом сам термин «пропаганда», превращая это понятие в стереотип, которым они описывают «манипулирование массовым сознанием», якобы осуществляемое социалистическими государствами. «В современных демократиях,— утверждает американский социолог У. Олбит,— пропаганда стала унизительным эпитетом, используемым как обвинение по адресу противостоящих взглядов и групп». Свою же собственную буржуазную пропаганду они облекают в невинно-нейтральный покров «информации», подачи «мировых новостей» и их «непредвзятого комментирования»,— якобы объективного, независимого от социального заказа всевластных монополий.

Учитывая, что средства массовой информации превратились в важнейший инструмент политического воздействия на широкие слои общественности, в том числе и за пределами страны, американское государство частично берет их в той или иной форме под свой контроль. Иными словами, создается государственная «идеологическая» (пропагандистская) индустрия, расширяется организационно-управленческая деятельность государства в сфере духовного производства, особенно экспортируемого за рубеж. Главные усилия правящего класса США сосредоточиваются на создании обширного пропагандистского механизма, способного оказывать массированное давление на американское и международное общественное мнение.