70-е годы: колебания и противоречивость

В политике США начала 70-х годов наметились тенденции более гибкого подхода к социалистическим странам. Во многом этому способствовала деятельность Г. Киссинджера в обеих республиканских администрациях. Еще в 1966 г. в одной из своих работ он подчеркивал, что Запад не должен строить свою политику в отношении социалистических стран, исходя из иллюзий, которые могут появиться в связи с имеющимися у них некоторыми различиями в концепциях построения и совершенствования социализма Позднее, уже работая в правительстве, он подтвердил свою мысль, заявив, что «в любом случае никакая западная политика не может гарантировать более благоприятной (для Запада.— Авт.) эволюции в Центральной Европе (т. е. там, где расположена основная масса европейских стран социализма.— Авт.); все, что она может сделать, это воспользоваться возможностью, если таковая возникнет» “. Осторожное проведение в жизнь принципов взаимоотношений, которые якобы базируются на пожеланиях самих социалистических стран Европы, вызвано будто бы их политикой — такой оборот стала приобретать теоретическая трактовка политической стратегии республиканской администрации.

виниловые пластинки панк

23 декабря 1969 г. конгресс одобрил и направил президенту законопроект, предусматривавший некоторое ослабление ограничений на экспорт американских товаров в социалистические страны, который должен был заменить действовавший с 1951 г. «закон Бэттла». Сама администрация первоначально возражала против каких-либо изменений в области контроля над экспортом в социалистические страны и настаивала на продлении срока действия прежнего закона. Законопроект предусматривал сокращение списка «стратегических» товаров, на экспорт которых сохранялся запрет с 1300 до 200 наименований, при этом за правительством оставалось право включать дополнительно в число запрещенных товары, не имеющие военного значения.

70-е годы: колебания и противоречивость - 131 декабря 1969 г. президент подписал этот законопроект и он стал законом. Из списка товаров, запрещаемых для вывоза в социалистические страны, исключались товары, которые могут быть приобретены ими в других государствах, помимо США. Сенатор У. Мондейл, один из инициаторов закона, назвал его «первой значительной мерой по либерализации торговли, предпринятой конгрессом после второй мировой войны» одновременно указав, что политика ограничений не слишком вредила социалистическим странам, поскольку они делали соответствующие закупки в Западной Европе, в результате чего потери несли сами США. За принятием закона последовала активизация американской экономической политики: оживились торговые отношения с отдельными социалистическими странами Европы; ряд американских компаний принял участие в строительстве в этих странах промышленных предприятий; возрос ли контакты западноевропейских филиалов американских фирм со странами Восточной Европы, в частности, в области промышленного кооперирования.