Зависимость США от ввоза нефти

Разумеется, уровень зависимости самих США от ввоза нефти, снизившись в начале 80-х годов, не будет, вероятно, в будущем подниматься до рекордных показателей второй половины 70-х годов. Но если брать экономический интерес США в области обеспечения возможности использования нефтяных ресурсов стран—членов ОПЕК, и прежде всего государств Ближнего Востока, то стоит, по-видимому, прийти к выводу о том, что он приобретает стратегический характер, которого он раньше не имел. Это означает, что внешняя политика США будет в еще большей степени, чем прежде, концентрироваться на регионах, откуда западный мир получает энергетические ресурсы. Обеспечение свободного доступа к их источникам прочно займет в списке внешнеполитических приоритетов американского империализма одно из первых мест, а это направление внешней политики будет, в свою очередь, оказывать заметное влияние на другие направления, в некоторых случаях даже определяя их.

Зависимость США от импорта нефти - 3Это обстоятельство выразилось в конце 70-х — начале 80-х годов, в частности, в том, что Персидский залив и прилегающие к нему регионы были произвольно объявлены зоной «жизненно важных интересов» для Соединенных Штатов, а американское руководство наряду с резким увеличением военного присутствия в этом регионе заявило устами министра обороны Г. Брауна, а также президента Картера о готовности применить вооруженные силы для «защиты» этих интересов. Курс на военное «решение» нефтяной проблемы был принят и продолжен администрацией Рейгана. Но увеличение заинтересованности Соединенных Штатов в поставках нефти из этого региона не может являться оправданием политики агрессии и диктата в отношении суверенных государств, расположенных в нем. Более того, такая политика контрпродуктивна с точки зрения самих американских интересов. Применение военной силы в этом регионе может привести лишь к результатам, обратным желаемым, вызвать цепь конфликтов во всем регионе, которые могут вылиться в разрушение весьма уязвимой, как доказал конфликт между Ираном и Ираком, системы добычи и транспортировки нефти (нефтяных полей, нефтепроводов и насосных станций, нефтяных терминалов и предприятий по переработке горючего). Военно-силовой «ответ» на нефтяную проблему будет означать лишь ее усугубление, резко возросшую угрозу всеобщему миру.