Вопросы о китайской политике

После капитуляции Японии американская дипломатия оказалась в Китае перед сложной, противоречивой и неясной обстановкой. Хорошо осведомленные о положении в КПК и существовавших в ее руководстве противоречиях по поводу отношений будущего народно-демократического режима с Советским Союзом и Соединенными Штатами, правящие круги США стояли перед выбором политической линии в отношении Китая. Это нашло выражение в борьбе мнений по вопросу о «китайской» политике. Острота этих дискуссий была обусловлена осознанием ключевого положения Китая для американской внешнеполитической стратегии в бассейне Тихого океана после поражения Японии и реальностью перспективы перехода власти в стране в руки компартии.

Вашингтон и гражданский конфликт в Китае - 3На заключительном этапе войны и в первые послевоенные годы в американской политической мысли нашли отражение три основных подхода к послевоенному устройству мира и соответственно три представления об оптимальной политике Вашингтона по отношению к Китаю, каким его воспринимали в то время в США. Будучи в равной мере продиктованы заботой об обеспечении империалистических интересов США, эти три подхода к политическому будущему Китая существенно отличались по своим последствиям для мировой политики.

Первый из них был представлен президентом Ф. Рузвельтом, а после его смерти — сторонниками его курса. Они считали, что «единый, демократический, независимый и сильный» Китай (готовый, разумеется, играть желательную для Вашингтона международную роль) станет одной из стабилизирующих сил в Восточной Азии. В связи с этим одна из основных целей «китайской» политики администрации Рузвельта состояла «в признании и утверждении Китая как великой державы в одном ранге с большой тройкой западных союзников— Россией, Британией и Соединенными Штатами — в ходе и после войны как для подготовки послевоенной организации, так и для обеспечения стабильности и процветания на Востоке».

Соответственно акцент делался на единстве действий великих держав. Как гласил один из официальных американских меморандумов, «сотрудничество между главными державами Дальнего Востока — Советским Союзом, Британским содружеством, Китаем и нами — является существенным, поскольку никакие политические отношения, основанные на концепции баланса сил, не могут обеспечить мир» (курсив наш.— Авт.) В самом Китае правительство Рузвельта стремилось добиться урегулирования гражданского конфликта путем «демократизации» внутреннего политического процесса, полагая, что гоминьдан и КПК примут в качестве основы для объединения идею (заметим, в равной мере чуждую им) буржуазного парламентарного строя американского типа. В связи с этим наиболее характерной чертой рузвельтовской дипломатии в Китае была готовность США взять на себя посредничество между гоминьданом и КПК, что практически выразилось в соответствующей миссии генерала П. Хэрли (1944 г.) и посредничестве генерала Дж. Маршалла (1945-1947 гг.).