Нетерпимость к атеизму

Значительно более укорененной, чем любая другая американская нетерпимость, является нетерпимость к атеизму. Формально, по конституции, личным делом каждого является не только то, к какой религии человек принадлежит, но и то, принадлежит ли он вообще к какой-либо религии, и Верховный суд США следит за тем, чтобы государство не только не покровительствовало какой-то определенной религии, но и религии вообще, религии в целом4. Однако, поскольку американские институты мыслятся имеющими общерелигиозное основание и религиозная символика включена в такой священный для американцев документ, как Декларация независимости, и во всю систему официальной государственной обрядности (президент, вступая в должность, приносит присягу на библии), религиозность считается принадлежностью «нормального американца», а атеизм — явлением «не американским». Атеист в США сталкивается с атмосферой отчужденности и с неофициальной, но весьма ощутимой дискриминацией.

Роль религии в идеологической системе США - 4Таким образом, для положения религии в США характерны следующие основные особенности: отсутствие связи какой-либо определенной религии с национальным самосознанием; религиозная терпимость; массовое убеждение в том, что Соединенным Штатам волею Всевышнего предустановлено осуществить историческую миссию по насаждению «америкапского образа жизни»; связь религии с буржуазной системой ценностей, которая по всеобщему убеждению покоится на общерелигиозных основаниях; практически всеобщая религиозность; широко распространенная нетерпимость к атеизму.

Как же влияют эти особенности положения религии в США на американскую внешнюю политику?

Это влияние может осуществляться по-разному, но, на наш взгляд, основных путей этого влияния — два. Во-первых, отношение населения США к религии не может не оказывать воздействие на восприятие им внешнеполитических событий. Укорененная в массовом сознании религиозная идея американской вселенской «миссии» дает властям возможность, используя эту особенность общественной психологии, мобилизовывать население на поддержку тех или иных внешнеполитических акций или идеологических кампаний, осуществляемых с применением сложившихся стереотипов вроде лозунга «борьбы за торжество американских идеалов» и т. д. Во-вторых, не просто религиозность государственных деятелей, но и все их основанные на этой религиозности специфические американоцентристские морально-этические установки в существенной мере определяют своеобразный стиль американской внешней политики, т. е. те ее характеристики, которые зависят не от объективной исторически сложившейся внешнеполитической обстановки, а от особенностей данного общества и субъективных, личностных характеристик его лидеров. В то же время положение религии в США, конечно, не может не влиять на восприятие этой страны другими государствами и различными иностранными (для США) политическими и религиозными силами и соответственно на их политику в отношении США.