Американский образ жизни представляет общемировую ценность

Революция провозглашает отделение церкви от государства, религия объявляется личным делом граждан. Но поскольку ценности (свобода, юридическое равенство, неприкосновенность частной собственности и т. д.), во имя которых совершалась революция, и созданные ею институты мыслятся имеющими общерелигиозное основание, то принадлежность к какой-то (неважно какой) религии представляется американцу неотделимой от приверженности этим институтам и ценностям. Равным образом он начинает думать, что американский опыт, «американский образ жизни» представляет универсальную, общемировую ценность. Поэтому национальное самосознание изначально приобретает своеобразный гегемонистскпй оттенок: патриотизм оказывается неразрывно связанным с идеей американского превосходства, со стремлением распространить «американскую модель» на все регионы Земли. Так называемая «американская Мечта» в ее внешнеполитическом аспекте выступает в виде непоколебимого убеждения в необходимости осуществления Соединенными Штатами глобальной миссии по повсеместному насаждению «американского образа жизни», миссии, воспринимаемой большинством американцев в форме религиозной концепции «спасения заблуждающихся».

Стабильность американского буржуазного строя, существующего на протяжении 200 с лишним лет, наплыв в США миллионов иммигрантов всех национальностей и верований усилили эту связь религии с идеей американской глобальной миссии и создали специфически американское представление о том, что «стопроцентным американцем» может быть человек любой религии и любой национальности, но человек на все сто процентов разделяющий «американские ценности» и верующий в Бога.

Роль религии в идеологической системе США - 3Разумеется, провозглашенные революцией принципы равноправия религий и юридического равенства людей вне зависимости от их веры и их этнического происхождения лишь очень медленно и постепенно переходили и переходят в массовое сознание, в котором очень долго существовала (и в определенных слоях существует до сих пор) связь «американского» с «белым, англосаксонским и протестантским» и нетерпимость ко всем инакомыслящим. Но это ограниченное понимание «американского» в силу, так сказать, многонациональной и многовероисповедной композиции самой американской нации постепенно устраняется. Религиозная терпимость, первоначально, несмотря на провозглашение равноправия религий, распространявшаяся лишь на группу однородных протестантских вероисповеданий, постепенно переходит на христианство в целом (с католиками и православными), а затем и на культурно чуждые и возбуждающие неприязнь восточные религии.