Мировой коммунизм перестал быть непосредственной угрозой

В качестве предпосылки мирного сосуществования многие американские авторы выдвинули тезис о «деидеологизации» внешней политики, а в значительной мере и всей системы международных отношений. Согласно этой логике, следовало, что «мировой коммунизм» перестал быть непосредственной угрозой для Соединенных Штатов и всего Запада в целом, поскольку якобы в самом социалистическом мире произошли внутренние перемены: идеологические императивы, требующие «мировой революции», перестали господствовать над внешней политикой. Наиболее четкую формулировку этот тезис получил в известном высказывании Дж. Картера в его выступлении в Университете Нотр-Дам 22 мая 1977 г. Он, в частности, заявил: «Будучи уверены в нашем будущем, мы отныне избавились от безотчетного страха перед коммунизмом, который некогда вынуждал нас заключать в свои объятия любого диктатора, который разделял с нами этот страх».

пластинки виниловые http://lpdisk.ru/

Суть нового подхода, получившего воплощение в политике администрации Дж. Картера, сводилась, во-первых, к признанию неизбежности перемен в современном мире и, во-вторых, к попыткам выработки по отношению к ним новой политики со стороны Соединенных Штатов, основанной не на «лобовом» противодействии им в соответствии с установкой на поддержание статус-кво, а на попытках направления этих изменений в приемлемое для американского империализма русло. Теоретические основы такого подхода получили разработку у 3. Бжезинского (в частности, в его полемике с Г. Киссинджером), практическое воплощение он получил прежде всего в политике администрации Дж. Картера в отношении развивающихся стран.

В 70-х годах 3. Бжезинский выступил с критикой установки на противодействие политическим и социальным изменениям в мире как таковым с позиций метафизически понятого статус-кво. В противоположность этому была выдвинута идея «конструктивного воздействия» на ход изменений в современном мире, с тем чтобы направлять их в соответствии с «американскими принципами и ценностями». «Исключительная» роль Америки в мире отныне должна была заключаться в «управлении глобальными переменами». Отсюда вытекала и установка на «морализм» во внешней политике, навязывание собственных норм и ценностей другим народам в качестве способа установления идеологических параметров неизбежных перемен.

Разрядка или идеологическое контрнаступление - 2Предложенная в соответствии с этим подходом концепция «морального лидерства Америки» была предназначена для того, чтобы «разубедить мир в сложившемся у него впечатлении, что Америка против глобальных изменений» и тем самым направить в капиталистическое русло стремление народов к политическим и социальным преобразованиям. В основе этой концепции лежало определенное понимание факта реального усложнения международной ситуации, появления новых мощных тенденций и неспособности Соединенных Штатов (особенно после позорного поражения во Вьетнаме) осуществлять силой диктат и гегемонию па мировой арене. Вместе с тем это была очевидная попытка тактической переориентации во внешней политике, с тем чтобы в изменившейся ситуации изыскать новые приемы и средства сохранения американского влияния в мире.