Установление торговой блокады СССР
Предлагаемая авторами доклада всеохватывающая программа действий начиналась с предложения о значительном увеличении военных расходов в целях интенсивного наращивания вооруженных сил США. Большое внимание уделялось расширению экономической и военной помощи другим государствам, с тем чтобы привязать их к американской внешней политике, а также установлению торговой блокады СССР, других социалистических стран, проведению против них разного рода подрывных операций. В частности, прямо говорилось об «интенсификации позитивных и своевременных мер и операций тайными средствами в сферах экономической, политической и психологической войн, с тем чтобы вызвать и поддержать недовольство и восстания в избранных странах-сателлитах» (так именовались страны Восточной Европы, где произошли народно-демократические революции.—Авт.).
В последние годы появились новые документальные свидетельства того, что в администрации Трумэна существовали и планы развязывания в подходящий момент войны против СССР, в том числе и с применением ядерного оружия, которые были сорваны быстрым укреплением оборонной мощи СССР (см. об этом гл. 5, разд. II).
Примечательно, что еще в процессе выработки политики «сдерживания» в американском правительстве нашлись люди, которые уже тогда предупреждали: эта политика обернется многими негативными последствиями для США, приведет к перенапряжению их ресурсов. Так, заместитель директора оценок Бюджетного бюро при президенте США Уильям Шауб в своем меморандуме от 8 мая 1950 г., комментируя документ СНБ 68, указывал на опасность попыток приостановить усилившиеся после войны процессы социального и национального освобождения в мире, а также однобокого и примитивного стремления видеть чуть ли не в каждом проявлении политического и социального недовольства в той или иной стране «руку Кремля». Однако потребовались долгие годы, прежде чем подобные суждения, продиктованные, кстати сказать, более реалистическим пониманием долгосрочных классовых интересов американской буржуазии, стали пробивать себе дорогу сквозь торосы «холодной войны».
Несостоятельность исходных посылок принятого Вашингтоном внешнеполитического курса стала обнажаться уже к исходу 50-х годов. Рост оборонной и экономической мощи СССР опрокинул расчеты американских стратегов сохранить монополию на ядерное оружие или на современные средства его доставки, обрести ситуацию «абсолютной силы», решающего военного превосходства над СССР. Постепенно становилось очевидным, что политика «с позиции силы» ведет не к социально-политическим переменам в СССР, на что рассчитывали лидеры США, а к возрастанию напряженности в американо-советских отношениях и тем самым к росту угрозы новой войны, которая при изменившемся соотношении военных сил между СССР и США, в том числе и ядерных потенциалов, неминуемо означала бы (в случае развертывания ее Вашингтоном) самоубийство для самих США.