Лондонский подкомитет
Положительно оценив в целом речь президента США, Советское правительство тем не менее подвергло обоснованной критике внесенное им предложение. Во-первых, основная масса ядерных материалов по-прежнему шла бы на наращивание ядерных арсеналов. Во-вторых, это предложение нисколько не ограничивало возможность использования атомного оружия, т. е. оно ничем не ограничивало агрессора в применении атомного оружия в любых целях и в любое время и, следовательно, не ослабляло опасности атомного нападения. Вот почему это предложение трудно было принять в том виде, в котором оно было внесено. Оно не находило из признания необходимости запрещения самого атомного оружия.
19 апреля 1954 г. Комиссия по разоружению ООН учредила Подкомитет в составе СССР, США, Англии, Франции и Канады, получивший название «Лондонский подкомитет» (по месту, где проходила его работа с мая 1954 по сентябрь 1957 г.). 11 июня 1954 г. Англия и Франция при поддержке США внесли совместный меморандум. На словах в документе предусматривалось полное запрещение атомного оружия и изъятие его из вооружений. Признавалась необходимость сокращения вооруженных сил и вооружений до согласованных норм. Хотя эти предложения и сближали позиции сторон, однако документ этот содержал старое и неприемлемое для СССР требование об установлении международного контроля до начала осуществления каких-либо шагов по разоружению. Тем не менее СССР заявил о готовности принять этот меморандум за основу обсуждения вопроса о разоружении.
С середины 50-х годов США начинают пересматривать свою позицию в вопросах разоружения. Наметилось определенное ослабление международной напряженности (перемирие в Корее, прекращение колониальной войны в Индокитае, заключение государственного договора с Австрией), в мире все настойчивее раздавались голоса в пользу реальных мер по ограничению производства вооружений, особенно ядерных. Широкие круги мировой общественности подвергали резкой критике негативную позицию западных стран и прежде всего США. Эту критику в политическом плане было все труднее игнорировать. Учитывая это, в 1955 г. президент Д. Эйзенхауэр объявил о создании должности специального советника по вопросам разоружения в ранге члена кабинета, назначив на этот пост видного деятеля республиканской партии, бывшего губернатора штата Миннесота Г. Стассена.
Г. Стассен считал, что, хотя СССР в тот период и не обладал таким же ядерным арсеналом, как и США, тем не менее он был уже грозным соперником США, с которым нужно было разговаривать на равных. Однако против этого тезиса всячески выступали государственный секретарь США Дж. Ф. Даллес и военное руководство США.
21 июля 1955 г. на совещании в верхах в Женеве президент Д. Эйзенхауэр выступил с планом «открытого неба» — предложением, чтобы США и СССР производили взаимную аэрофотосъемку территорий друг друга. В августе того же года в развитие предложений Д. Эйзенхауэра делегация США в Лондонском подкомитете внесла план по устранению возможности внезапных массированных нападений. В этих целях США и СССР должны были обмениваться данными о численности, командной структуре и дислокации личного состава, частей и снаряжения всех основных наземных, морских и воздушных сил, а также представлять списки военных заводов, средств и установок с указанием их местонахождения. Как и раньше, упор делался на контроль до осуществления мер разоружения, на сбор военной информации без разоружения, что сделало этот документ неприемлемым для СССР.