Критическое отношение к капиталистической реальности

Поскольку идеалы и моральные требования носят общедемократический и общегуманистический характер, постольку «идеализм» и «морализм», на них опирающиеся, могут стимулировать критику прагматического политиканства, своекорыстия, эгоизма, морального нигилизма, цинизма и беспринципности в политике, в том числе и внешней. Если «идеальное» воплощает идеалы демократии, гуманизма и миролюбия и при этом выступает в роли действительного мотива политической практики, результатом может явиться критическое отношение к капиталистической реальности, к внутренней и внешней политике, выражающей классовые и национально-эгоистические интересы.

«Морализм» и внешняя политика - 2Но когда различие «идеального» и «реального» ощущается как постоянная, абсолютная и неизбежная характеристика мира, тогда «идеальное» может выполнять не активную, практически мотивированную, а лишь компенсаторную идейно-психологическую функцию. Внутреннее обращение сознания к «идеальному», любовь к высокому, благородному идеалу, «идеализм» в этом случае могут давать идейно-психологическое оправдание для пассивной позиции или даже практического конформизма по отношению к социально-политической системе или политическому курсу, противоречащим данным идеалам. А для тех, кто стоит во главе такой системы и проводит такой политический курс, возникает возможность идеологического пропагандистского самооправдания в соответствии со следующей схемой: «хотя на практике наша система и мы в своей политике нарушаем требования благородных идеалов и высоких моральных заповедей — такова жизнь, ее повседневные требования и императивы, зато в глубине сердца мы преданы этим идеалам и высоким заповедям морали; мы никогда не забываем сослаться на данные идеалы и заповеди в наших политических речах». В этой разновидности «идеализм» или «морализм» оказывается способом маскировки и пропагандистского оправдания своекорыстия и эгоизма в политике. Такого рода «идеализм» и «морализм» весьма часто встречается во внешней политике США.

В сфере международной политики действуют разные, нередко весьма противоречивые нормы морали. Применительно к США речь идет, с одной стороны, о нормах морали, воплощающих специфику истории и внешней политики американского капитализма и империализма. Но ни одна страна, в том числе и США, не может не считаться с теми уже общепринятыми нормами международной жизни и дипломатических отношений, которые являются результатом всей истории мирного общения между странами и народами.