Морализм и внешняя политика

Американская революция 1775—1781 гг. объективно была революцией и национально-освободительной, и буржуазной. Естественно, многие люди, участвовавшие в этой революции, руководствовались вполне утилитарными расчетами на получение для себя каких-то конкретных выгод. Революция апеллировала к этим расчетам, обещала их оправдать. Но революционное действие, связанное с принесением определенных жертв, с преодолением многих трудностей, не может быть действительно массовым, успешным и решительным без апелляции к моральным ценностям, к принципам идеологии, выходящим за рамки прагматического расчета. Здесь огромную роль должны играть и играют идеалы и общие нравственные принципы, которые участниками революции рассматриваются как высшие, первичные по отношению к утилитарным частным расчетам. Ради этих идеалов и принципов они готовы совершать бескорыстные действия, идти на личные жертвы, даже жертвовать жизнью.

«Морализм» и внешняя политика - 1Американская революция сделала популярными идеалы «свободы», «равенства», «счастья» всех людей. Эти общие идеалы были, конечно, и формой выражения конкретно-практических задач. Свобода чаще всего ассоциировалась с крушением феодально-монархических и установлением буржуазно-демократических порядков, с прекращением произвола британских колониальных властей; равенство — с обещанием обеспечения для каждого человека юридического равенства и активного участия в предпринимательской деятельности; счастья — с благосостоянием, богатством, властью, статусом и престижем.

Идеалы и моральные принципы, выдвинутые революцией, как и любые другие общегуманистические идеалы и принципы, обычно ассоциируются с такими идеологическими категориями, как «социальный прогресс» и «общественное благо», т. е. благо всего общества и даже всего человечества. Основоположники марксизма не раз отмечали, что буржуазные революции, сокрушающие феодальные порядки и формы колониального господства, создают историческую ситуацию, в которой идеологические установки буржуазного сознания в общем и целом совпадают с объективными потребностями общесоциального прогресса, с интересом развития человеческой цивилизации.

Однако даже в этой ситуации обнаруживает себя противоречивость сознания, воспитываемого капиталистической конкуренцией. Действия, мотивируемые ценностями «общественного блага», могут противоречить внутренним глубинным индивидуалистическим установкам. Когда это противоречие проявляется резко, обнаруживается тенденция разведения, отчуждения практицистско-прагматической ориентации и противостоящей ей иной ориентации, в США чаще всего определяемой понятиями «идеализм» или «морализм». Идеалы социального прогресса и общественного блага, не находящие своего основания в практике ожесточенной конкуренции, более того, противоречащие этой практике, приобретают сугубо «идеальный», абстрактно-логический или абстрактно-моралистический характер и пачинают ассоциироваться не с реальными потребностями конкретной практики, в том числе и внешнеполитической, а с повелениями «объективного чистого разума» или «бога».