Крен в сторону крупноблочного балансирования

Несмотря, однако, на подобные общие официальные установки относительно тесной координации политики с основными партнерами, Вашингтон все более разочаровывался в возможностях и желании американских союзников охранять непосредственно американские интересы. Считая, что глобальная сеть американских военных союзов привела к своего рода деамериканизации стратегии Соединенных Штатов (поскольку любая коалиционная стратегия не может четко отражать сугубо национальные интересы любого, даже самого мощного, участника коалиции), администрация Никсона решила в какой-то мере сделать крен в сторону «крупноблочного балансирования» между основными «центрами силы» современного мира, надеясь таким способом сохранить для США роль мирового суперарбитра.

виниловые пластинки продажа

Пытаясь проводить политику «баланса сил», Соединенные Штаты надеялись спасти и свои многочисленные военные союзы (пусть даже в форме несколько менее жестко сцепленных военных объединений). Однако резонанс вьетнамского фиаско США оказался для многих американских союзников из числа развивающихся стран гораздо сильнее, чем на то рассчитывали в Вашингтоне. Вслед за крахом вьетнамской стратегии США американские союзники из числа развивающихся стран стали один за другим вырываться нз американской блоковой системы. В марте 1973 г. фактически прекратил свое существование АЗПАК. 30 июня 1977 г. в силу позиции, занятой его азиатскими участниками, самораспустился блок СЕАТО п. 26 сентября 1979 г. официально закрылась штаб-квартира организации СЕНТО в Анкаре и этот блок также перестал функционировать.

Еще раньше, в 1975 г., Соединенным Штатам пришлось согласиться с изменениями в «пакте Рио» для Латинской Америки. Внесенные латиноамериканскими странами поправки по вопросам процедуры принятия решений об отмене экономических и военных санкций (нацеленные на то, чтобы ликвидировать санкции против Кубы, установленные блоком в 19G4 г.), вписанная ими вопреки возражениям США статья о «коллективной экономической безопасности» и ряд других поправок несколько ослабили гегемонистские позиции США в этом блоке.

Все эти события явились серьезными ударами по глобальной системе военно-полнтических блоков с центром в США, созданной Вашингтоном в 40—60-е годы. Эти изменения в первую очередь отражали возросшую самостоятельность развивающихся стран, несмотря на все еще сильные неоколониалистские позиции США. В то же время эти сдвиги означали и определенный поворот правящего класса США в сторону внешнеполитического реализма.

Кризис блоковой системы США - 2Однако этот поворот, как показали последующие события, был непродолжительным. Гегемонистские идеи «американского мира» оказались для правящего класса США труднопреодолимым наследием.

Если тихоокеанская «доктрина Форда», обнародованная президентом США в Гонолулу 7 декабря 1975 г., еще сохраняла в известной мере сдержанность «доктрины Никсона» в плане внешнеполитических обязательств США (по-прежнему делая упор на «крупноблочное балансирование», хотя и с антисоветским креном, в азиатско-тихоокеанском регионе), то провозглашенная в январе 1980 г. «доктрина Картера» вновь возвращала внешнюю политику Соединенных Штатов к амбициозным глобалистским притязаниям 50-х годов.

С новой силой деятельность по военно-политическому окружению социалистического содружества развернула республиканская администрация Р. Рейгана, тем самым продолжив наиболее милитаристские тенденции в политике президента Дж. Картера.