Корни консерватизма
Внешней политике Соединенных Штатов присущи как классовые, так и национальные особенности. Классовое содержание внешней политики американского государства обусловлено экономическими и идеологическими устремлениями господствующих кругов, определенным образом преломляющимися в мировоззрении истэблишмента. Последнее же формируется на почве национальной буржуазной культуры, специфически американских культурно-идеологических ценностей и традиций. Уже в годы Американской революции образовалась известная совокупность взглядов американской верхушки па внешний мир, ставшая основой внешнеполитических традиций правящего класса США.
Развитие общественного сознания всегда содержит в себе элементы сочетания и противоборства традиций и нововведений. Нововведения в общественном укладе, общественной психологии выступают как отрицание традиций, как их антитезис. Но общественное сознание в целом, как неоднократно указывали классики марксизма-ленинизма, проявляет тенденцию к некоторому отставанию от темпов изменений в базисе общества, в окружающей международной среде. Оно осмысливает происходящие перемены с определенным запаздыванием. Следовательно, для идеологии класса, особенно класса эксплуататорского, характерна приверженность традициям, освященным вековой историей, и на почве этих традиций зиждется, крепнет и углубляется консерватизм его мышления.
Консерватизм американской буржуазной идеологии коренится в стремлении сохранить неизменным основной принцип устройства общества — в системе частной собственности и вытекающих из нее конкуренции, погони за прибылью, неразборчивости в способах и средствах ее получения. Этот консерватизм характерен и для внешнеполитической философии, поскольку при неизменности общественных условий на нее оказывают влияние и некоторые непреходящие факторы географии и истории: удаленность страны от основных исторических районов войн и конфликтов, отсутствие достаточно сильных и опасных соседей, большие просторы самих США и емкость их внутреннего рынка, динамизм роста населения за счет иммиграции, уничтожение коренного населения, расизм по отношению к черным американцам и т. д. Все это сказывается на том, что специфически американское видение внешней политики, ее функций, ее роли в обеспечении интересов правящего класса во многом остается близким тому, о чем писали и говорили основатели американского государства. «Что бросается в глаза любому изучающему высказывания и политику наших отцов-основателей, — писал в 1976 г. патриарх американских политологов Г. Моргентау, — так это характерная идентичность их и наших политических и интеллектуальных интересов»