Корейский фактор в американо-японских отношениях

До того момента, когда 22 июня 1965 г. министр иностранных дел Японии Э. Сиина и его южнокорейский коллега Ли Дон Вон подписали в Сеуле Договор об основах отношений, четыре соглашения и протоколы, провозгласившие «нормализацию» отношений между Токио и Сеулом, Соединенные Штаты в течение почти 14 лет активно добивались создания условий для формирования американо-японско-южнокорейского сотрудничества на антикоммунистической основе. По замыслам Вашингтона, возникшим еще в годы американской агрессии в Корее, привлечение Янонии к сотрудничеству с южнокорейским режимом значительно укрепило бы американские позиции на Дальнем Востоке, дало бы возможность переложить часть усилий по расширению военно-экономического потенциала Сеула па Японию, увеличило бы юридические и практические возможности использования американо-японского военно-политического союза для проведения антикоммунистической политики на Корейском полуострове. Кроме того, развитие такого рода отношений между Южной Кореей и Японией наносило бы серьезный ущерб связям последней с КНДР и в значительной степени подрывало бы возможность мирного объединения Кореи.

виниловые пластинки продажа в Волжск

Соединенные Штаты приложили серьезные усилия к тому, чтобы заставить Японию взять на себя часть ответственности за сохранение сеульского режима и тем самым расширить сферу действия американо-японского военного союза. В коммюнике о переговорах президента США Р. Никсона и премьер-министра Японии Э. Сато в Вашингтоне 19—21 ноября 1969 г. было подчеркнуто, что «безопасность Корейской республики неотъемлема от собственной безопасности Японии»

Особую важность японо-южнокорейский сговор приобрел для США в период американской агрессии против народов Индокитая, когда японские монополии обеспечивали финансирование и техническую помощь южнокорейской промышленности, ориентированной на американские военные заказы. Как отмечал советский исследователь В. М. Мазуров, «в расширении южнокорейского производства, обеспечивавшего нужды американской военщины во Вьетнаме, первостепенную роль играли как американские капиталы, так и материально-технические поставки японских монополий. В Японии закупались целые промышленные предприятия, которые затем доставлялись в Южную Корею.

Корейский фактор в американо-японских отношениях - 1В условиях, когда, опираясь на союз с США и Японией, южнокорейский режим обрел несколько большие возможности самостоятельного существования, Соединенные Штаты в марте 1971 г. в соответствии с «доктриной Никсона» приняли решение о выводе из Южпой Кореи 7-й американской дивизии, что сократило численность дислоцированных в Южной Корее американских войск с 52,5 тыс. до 37,5 тыс. человек. В виде компенсации Вашингтон предоставил Сеулу 1,5 млрд. долл. для модернизации его армии. В начале 1977 г., став президентом США, Дж. Картер официально объявил о намерении выполнить свое предвыборное обещание — сократить численность американских сухопутных войск в Южной Корее, оговорив это проведением предварительных консультаций с Сеулом и Токио. Намерение сократить военное присутствие США в Южной Корее определялось прежде всего общей тенденцией к уменьшению американских зарубежных военных обязательств, явившейся следствием продолжавшегося еще «вьетнамского синдрома. Однако уже в апреле 1978 г. было объявлено о замедлении вывода войск, что фактически означало полное замораживание этой программы на неопределенный срок. В Вашингтоне не скрывали, что определенное воздействие на принятие подобного решения оказала позиция Японии, которая, по словам посла США в Токио М. Мэнсфильда, считала, что «вывод войск подорвет доверие к стабильности американской внешней политики.