Экспорт менеджмента
Высокий уровень развития вычислительной техники и методов переработки информации является материальной базой для принявшего в 60—70-х годах широкие масштабы экспорта теории и практики американского управления.
Менеджмент превратился в такой же объект внешней торговли, как и обычные товары, технология, информация. Американские компании все чаще заключают контракты на управление за границей предприятиями, на которые они не обладают правом собственности: подобные контракты имели или имеют многие из крупнейших американских компаний — типа «ИБМ», «Вестингауз электрик», «Дженерал дайнемикс» и др. Их клиентура включает частные компании и правительственные ведомства как в развивающихся, так и в развитых капиталистических странах.
виниловые пластинки продажа в Брянск
Управляя предприятием по контракту, компания не несет никакого финансового риска – она получает прямую прибыль в виде оплаты своих услуг и, помимо этого, имеет, как правило, дополнительный гарантированный доход от продажи оборудования, необходимого для функционирования рекомендованной сю системы управления (тем более что большинство компаний, экспортирующих управленческие услуги, в той или иной степени сами заняты производством вычислительной техники или оргтехники). Контролируя всю хозяйственную деятельность предприятия или группы предприятий, компания-менеджер к тому же получает уникальную возможность для изучения иностранного рынка и проникновения на него.
Что касается клиента, то его положение, несомненно, имеет ряд преимуществ по сравнению с тем, когда американская фирма просто открывает свой филиал за рубежом: он сохраняет собственность на предприятие и привлекает иностранные ресурсы только на оговоренный контрактом срок. Правда, это обстоит столь просто лишь в теории, на практике разорвать отношения с американской компанией гораздо сложнее, разрыв чреват серьезными последствиями, сильно дезорганизующими производство. Поэтому заключение контракта на управление с иностранной фирмой все же равносильно определенному сужению собственной свободы действий.
Еще один важный коммерческий канал распространения менеджмента — деятельность американских консультативных компаний. По разным подсчетам, в США функционируют от 2 до 3 тыс. консультативных фирм, причем около 100 из них — весьма крупные организации широкого профиля, оказывающие разнообразные услуги в решении управленческих проблем: в использовании новейших методов и техники переработки информации. Например, одна из таких фирм —«Артур Д. Литтл» — примерно четверть общего объема работ выполняет по контрактам с зарубежными клиентами (частными компаниями и правительственными организациями); эта корпорация содействовала Индии в совершенствовании оборонной промышленности, Чили — химической, Греции — пищевой; в Колумбии она выполняла работы по налаживанию экспортных производств, в Ирландии — по улучшению работы местных авиалиний, для Голландии был разработан долгосрочный план рассредоточения городского населения и промышленности; десяткам стран «АДЛ» содействовала в организации иностранного туризма и т. д. Другими словами, американские компании такого типа берутся за выполнение работ, связанных с развитием целых отраслей промышленности других государств, за разработку комплексных, перспективных планов развития целых регионов.