Понятие «свобода»

Американские концепции мирового развития - 2Когда американские авторы говорят о «свободе» как позитивном идеале американской внешней политики, за этим расширительным и эмоционально притягательным понятием стоит вполне определенное социально-классовое содержание. Идейно-политическая традиция США вкладывает в понятие «свобода» совокупность принципов и идеалов, соответствующих классическому буржуазно-демократическому общественному устройству.

Риторические заверения в приверженности Америки делу свободы и революционных преобразований не могут затушевать отчетливо проступающую сквозь них мифологию американской исключительности и американского превосходства. Апологетика США как «революционной силы» в современном мире на деле оборачивается полнейшей нетерпимостью к любым моделям социального развития, отличающимся от американской. Вся история американской внешней политики новейшего времени свидетельствует о неразрешимом противоречии между «революционной» риторикой иных американских лидеров, с одной стороны, и действительным неприятием и противодействием революционным преобразованиям в современном мире — с другой.

Говоря об этом, необходимо указать, во-первых, на очевидный классовый характер американской внешней политики, творцы которой ориентируются на вполне определенную — буржуазную — модель общественного развития и рассматривают все остальные как отклонения от нормы. Во-вторых, нужно учитывать и специфические особенности укоренившихся в США типов буржуазного сознания и идеологии, в рамках которых, несмотря на пропагандистскую риторику, революции воспринимаются скорее как аномалии, неестественные перерывы в социальной эволюции. В результате революционные преобразования в мире рассматриваются как нечто направленное против США и инспирированное внешними силами, а не порожденное внутренними противоречиями самой социальной действительности. Очевидное несоответствие этих представлений реальной ситуации в мире, испытывающем радикальные революционные перемены, и отказ признать внутренние причины и общую динамику социального развития приводят к тому, что эти перемены начинают объясняться «вмешательством Москвы», чьей-то злой волей или иными внешними факторами.