Американские концепции мирового развития

В самих США, в американской внешнеполитической мысли существует целый спектр различных концептуальных подходов к указанным проблемам. Несмотря на нередко существенные различия между этими подходами, приходится признать, что в общем и целом американская позиция по проблеме соотношения мирного сосуществования и революционных преобразований характеризуется либо непониманием, либо намеренным затушевыванием внутренних причин, природы и механизмов взаимоотношений между государствами, принадлежащими к противоположным системам, и процессов социальных изменений в современном мире.

И в официальной американской пропаганде, и в ученых трудах буржуазных авторов четко прослеживается стремление представить Америку в качестве некоей революционной силы, «первой новой нации», открывшей своим примером эру революционных преобразований в мировой истории. «Соединенные Штаты с полным основанием могут претендовать на звание первой новой нации,— писал известный американский социолог С. Липсет.— Это была первая крупная колония, с успехом осуществившая революционный разрыв с прошлым». В качестве иллюстрации тезиса о революционности самого факта образования США многие авторы ссылаются на поддержку Соединенными Штатами французской революции 1789 г., борьбы латиноамериканских колоний за независимость от Испании, борьбы Греции за независимость от Турции, а также на некоторые другие международные события того времени.

Весьма показательно и то, что сегодня официальная американская пропаганда, прежде всего внешнеполитическая, все чаще использует понятие «революция», говоря о проблемах современного социального развития. Это, несомненно, обусловлено углублением и расширением объективных процессов революционного преобразования современного мира и соответствующим изменением политического и идеологического климата в США и в других странах мира, особенно в тех из них, которые на себе испытывают эти преобразования.

Американские концепции мирового развития - 1Данная линия в идеологической стратегии американского империализма направлена в первую очередь в адрес тех стран и регионов, в которых развертывается борьба за национальное и социальное освобождение. «Соединенные Штаты должны представлять себя третьему миру в качестве революционной силы» — таковы, например, рекомендации бывшего сотрудника Гуверовского института войны, революции и мира Р. Стара по совершенствованию американской внешнеполитической пропаганды.

Говоря о ставшем пропагандистским клише в США тезисе о мнимой приверженности Соединенных Штатов революционным изменениям в мире, необходимо отметить, что в качестве цели и конечного результата этих изменений многие американские авторы выдвигают понятие «свобода». «История вовлеченности Соединенных Штатов в международные дела была историей содействия распространению свободы как внутри государств, так и в отношениях между ними»,— провозглашает, например, известный американский специалист-международник У. Кинтнер.